Замки и крепости Рима

Уникальные значимые здания Рима

Архитектура древнего Рима — это второе, за чем едут в столицу Италии, после ее знаменитой гастрономии. Оказавшись в Риме, можно перестать планировать свои маршруты в поисках обязательных достопримечательностей. Вечный город напоминает музей под открытым небом, где на каждом шагу вам встретятся амфитеатры, античные фонтаны, триумфальные арки, базилики и храмы. Однако, есть в Риме несколько уникальных зданий, которые нельзя пропустить во время вашего пребывания в городе — о них мы вам и расскажем.

К олизей

Самый известный памятник древней архитектуры, символ Рима и Италии, а также официальное новое чудо света — все это, конечно, относится к Колизею. Римский амфитеатр, построенный в первом веке нашей эры, поражает воображение своим масштабом. Строительство такой крупной арены в те времена было немыслимым событием. Только представьте — диаметры овала сооружения 156 и 188 метров, высота 57 метров, более 200 масштабных арок по всему амфитеатру и вместимость 50 000 человек. Это огромный проект даже по современным меркам, поэтому остается только гадать, как римлянам удалось совершить такой переворот в строительстве почти 2000 лет назад.

Амфитеатр создавался для городских развлечений и самое частое событие, которое можно было наблюдать на его арене — кровавые гладиаторские бои и жестокие сражения хищников. Сегодняшний вид Колизея сильно изменился, многие части арены превратились в руины из-за крупного землетрясения. Но несмотря на это, прежнее величие древнеримского амфитеатра сохранилось и его можно исследовать как снаружи, так и внутри.

Чтобы не потерять время в очереди, и удостоверится, что вы попадете внутрь грандиозной арены в нужный день советуем приобрести билеты в Колизей заранее.

Колизей. Автор: @bendeckalejandro

Адрес: Piazza del Colosseo, 1. Район Монти

М онумент Витториано

Е ще одно монументальное здание Рима — памятник Витториано, который расположен на площади Венеции. Монумент был построен в честь короля Виктора Эммануила, которому удалось впервые объединить Италию в одно государство. В первую очередь, Витториано знаменит тем, что при его строительстве впервые был использован стиль эпохи Возрождения, которая заменила собой традиции и архитектуру Средневековья. Некоторые местные жители считают эту постройку, созданную из белого мрамора и украшенную колесницами и величественными колоннами, нелепой и называют ее не иначе, как «свадебный торт». Но нельзя отрицать того, что архитектурный комплекс на площади Венеции привлекает общее внимание и не оставляет никого равнодушным.

Монумент Витториано. Автор: @d.egorychev

Адрес: Piazza Venezia, R-10 Campitelli

З амок Святого Ангела

Н а живописных берегах реки Тибр возвышается Замок Святого Ангела, начавший свою историю еще во втором веке нашей эры. На протяжении почти 2000 лет своей истории, замок использовался как темница, папская резиденция, хранилище и гробница, а сейчас в нем работает Военно-исторический музей. Изначально на этом месте был построен грандиозный мавзолей, который использовался как усыпальница императора Адриана Публия. Однако, через несколько веков все великолепие гробницы — бронзовые украшения, урны и статуи, были украдены или разрушены. Были утрачены и мраморные вставки, пилястры и другой богатый декор. Но может былое величие императорской усыпальницы и ушло, грандиозность самого строения полностью сохранилась. Почти в каждом веке замок укрепляли новыми стенами и бастионами, поэтому осматривая крепость, можно все еще увидеть ее оригинальные архитектурные задумки.

Замок Святого Ангела. Автор: @bendeckalejandro

Адрес: Lungotevere Castello, 50. Район Борго

П антеон

Античный храм, посвященный древнеримским богам, является одним из самых древних строений Рима, и несмотря на это, за 2000 лет истории практически не изменил свой вид. Это единственное античное здание в городе, которое не превратилось с годами в руины, что превратило Пантеон в одну из вечных загадок ученых. Другая, не менее загадочная особенность храма — грандиозный купол, о строительстве которого до сих пор ходят легенды. Подобный купол не могли повторить вплоть до 19 века. Отверстие в куполе — единственный источник света в здании, но удивляет тот факт, что он остается в форме светового столба, который освещает только определенную точку и не развеивается по всему помещению.

Вход в Пантеон прежде был украшен бронзовыми статуями и другими декоративными элементами, однако все это по прошествии лет было утеряно или роздано. Зато удалось сохранить величественные коринфские колонны, которые были привезены из Египта специально для строения храма. Это является еще одной загадкой — ведь даже в настоящее время с помощью современной техники невероятно сложно перевезти такой груз.

Пантеон. Автор: @vinzgiord

Адрес: Piazza della Rotonda, район Пинья

Д ворец правосудия

П ереходим к архитектуре эпохи позднего ренессанса и барокко, где себя проявило величественное здание Дворца правосудия. Парадную сторону дворца украшают колоссальные статуи выдающихся итальянских юристов, а главный вход здания направлен на реку Тибр. Несмотря на то, что дворец должен был стать символом Нового Закона, вокруг его строительства ходило много слухов о финансовых махинациях и незаконных сделках, что привело к самоубийству его архитектора — Гульельмо Кальдерини. В связи с трагическими событиями, местные жители неоднозначно отнеслись к этой постройке, ведь его строительство в очередной раз показало всю реальность «правосудия». Но если не касаться мрачной истории дворца, то можно отметить, что здание получилось действительно грандиозным и монументальным. Поэтому исключать его из осмотра римской архитектуры не стоит.

Дворец правосудия. Автор: @tanya.kononova

Адрес: Piazza Cavour, район Прати

С обор Святого Петра

С троительство собора Святого Петра заняло более ста лет, и увидев это грандиозное строение вживую, сомнений о его значимости не останется. Один из крупнейших католических храмов мира находится в Ватикане и является резиденцией Папы Римского. Здание собора представляет собой шедевр эпохи Возрождения, а над его архитектурными задумками работали такие итальянские гении, как Рафаэль, Перуцци и Мадерно. Но главную роль в строительстве играл Микеланджело, которому было поручено руководить работами по строительству собора. Так появились характерные фасады и барочные украшения здания, а также грандиозный купол и масштабная площадь с колоннадой.

В дни праздников площадь Святого Петра вмещает почти 400 тысяч посетителей. Чтобы подняться на самый верх купола, с которого открывается восхитительная панорама на весь Рим, придется преодолеть более 500 ступеней. А вместе с куполом, в Риме появилась новая легенда — говорят, что в городе нельзя строить здания, которые будут выше купола собора святого Петра. Узнать все тайны собора Святого Петра в Ватикане можно на индивидуальной экскурсии храму вместе с местным жителем.

Собор Святого Петра. Автор: @cinaguilarm

Адрес: Piazza San Pietro, Ватикан

Базилика Санта-Мария-Маджоре

С анта-Мария-Маджоре не менее знаменитая римская церковь, чем Собор Святого Петра, но ее путешественники часто пропускают из вида, гуляя по Вечному городу. Ей удалось сохранить свой первоначальный вид, несмотря на то, что основание базилики датируется 4 веком нашей эры. Главный вход в здание представляет собой открытую галерею с барочными фасадами и античной колоннадой, над которой возвышаются статуи Божьей Матери и Римских Пап. По легенде, началом строительства базилики послужил сон, в котором Дева Мария попросила построить храм на месте, где наутро будет лежать снег. Несмотря на то, что на дворе был разгар лета, на Эсквилинском холме действительно пошли осадки. Теперь, каждый год 5 августа в церкви отмечают грандиозный праздник и с потолка Санта-Мария Маджоре падают тысячи белых лепестков.

Базилика Санта-Мария-Маджоре. Автор: @mariannakondratyk_mua

Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42. Район Эсквилино

Бонус: «Квадратный Колизей»

Если вам наскучили традиционные открыточные виды Рима, а его античную архитектуры вы изучили вдоль и поперек, то у нас есть одна необычная достопримечательность для вас, которую местные прозвали как «Квадратный Колизей». На самом деле, это здание является Дворцом итальянской цивилизации. Дворец был возведен в 40-годы прошлого столетия знаменитым итальянским архитектором той эпохи — Бенито Муссолини, в связи с проведением всемирной выставки 1942 года, которая так и не состоялась из-за Второй мировой войны. Здание стало символом Фашистской эпохи, вдохновленное оригинальным Колизеем, с величественными арками, лоджиями и античными скульптурами.

Подробно познакомится с «другим Римом» и «квадратным Колизеем» вы можете на прогулке по Кварталу всемирной выставки вместе с профессиональным антропологом и исследователем Вечного города.

Римские Замки (Castelli Romani). Часть 1

Римские замки — это маленькие города, построенные местными жителями внутри средневековых замков и крепостей. Расположены они в самой очаровательной местности, на берегу двух вулканических озер на высоте 500 метров. Сейчас этот регион носит название Лацио. Местность находится около 25 км на юг от Рима.

Римские замки включают такие городки, как Фраскати, Аричча, Кастель Гандольфо, Марино, Рокка ди Папа, Гроттаферрата, Неми и некоторые другие в окрестностях озера Альбано. На карте красной линией подчеркнуты те места, где мы побывали.

Здесь время замирает и дает возможность насладиться великолепными видами и особенностями итальянской пригородной жизни. Не случайно вот уже на протяжении 400 лет сюда перебираются все знаменитости. Первым был, конечно Папа Римский. Уже с 17 века Папа каждое лето (за исключением последних лет) проводит в своей летней резиденции в Castel Gandolfo на берегу озера Альбано.

Сегодня здесь живут известные режиссеры и актеры, ну и, как полагается в Италии, высокопоставленные политики. Эти города появились еще задолго до возникновения Рима, именно здесь археологи нашли остатки Альба Лонги (родина Ромула и Рема), столицы региона в 12 века до н.э, а в средние века это были укрепленные крепости с массивными стенами, которые и использовали жители для строительства своих домов.

Аппиева дорога

Джузеппе заехал за нами в отель, и мы начали автопробег, совмещенный с экскурсией по Римским замкам, еще в Риме, а точнее с Аппиевой дороги, построенной в 312 г. до н. э. Дорога названа в честь цензора Аппия Клавдия Цека, который вымостил массивными камнями большую часть дороги, при этом растратив на строительство почти всю государственную казну. Аппиева дорога была самой важной из античных римских дорог, так как по ней было налажено сообщение с Грецией, Малой Азией, Египтом.

Так выглядит сегодня Аппиева дорога

Здесь были Миша и Таня

Джузеппе тоже был с нами, и даже стоял на древнеримском постаменте

Проезжая по Аппиевой дороге в сторону аэропорта Чампино, мы увидим расположенные вдоль нее всевозможные памятники разных исторических периодов: виллы, гробницы, христианские катакомбы и средневековые башни.

По-видимому, в нише когда-то была скульптура

Дорога, которой больше 2000 лет

Фрагменты античных блоков

Аппиева дорога начинается в Риме у Терм Караккалы и, после 90 километров прямой линии, приводит к Террачине, но нам туда не надо. Мы сворачиваем с нее в районе Чампино, и далее держим путь в Гроттаферрату.

Гроттаферрата («железная пещера»)

В 1004 году группа благочестивых греческих монахов из византийского монастыря на юге Италии основала в крохотном городке Гроттаферрата (Grottaferrata) монастырь Санта-Мария ди Гроттаферрата (Monastero Esarchico di Santa Maria di Grottaferrata), избрав своим покровителем святого Нила ди Россано (Nilo di Rossano), благодаря которому монастырь называют еще Греческим монастырем преподобного Нила (Abbazia Greca di San Nilo).

Памятник св. Нилу Россанскому в монастыре (1904)

Аббатство Св. Нила в городке Гроттаферрата — единственный в Италии постоянно действующий монастырь византийского обряда, основанный в 1004 году.

Сейчас греческий монастырь Гроттаферрата — последний из многочисленных византийских аббатств, уникальный еще и тем, что был основан за 50 лет до раскола, приведшего к разделению церквей Рима (Roma) и Константинополя.

В 1874 году Гроттаферрата была объявлена национальным достоянием, а её братия — хранителями этого достояния.

Бронзовый памятник Святому Варфоломею (950-1050) – одному из создателей Аббатства, установлен в 1955 г.

Крепостная стена, окружающая монастырь, и фортификационные сооружения аббатства.

Вид на Рим со смотровой площадки Аббатства святого Нила

При подходе к монастырю Санта-Мария на наружной стене видим Икону Богородицы. Оригинал, написанный византийским мастером в начале XII века, находится внутри церкви в главном Иконостасе.

Фасад монастырской церкви. Монастырская церковь в честь Богородицы была основана святым Нилом Россанским, построена преподобным Варфоломеем Младшим и освящена 17 декабря 1024 года папой Иоанном XIX.

Посреди площади в 1833 году был обустроен колодец, а в 1906 г. сооружен фонтан в неоготическом стиле.

От построек античной виллы сохранились криптопортик, предположительно несший на себе видовую террасу, и крипта — подземное сооружение из двух помещений с зарешёченными окнами, давшее название городу и монастырю (лат. crypta ferrata и итал. grotta ferrata означают «железная пещера»).

Служители монастыря с прихожанами.

Иконостас представляет собой двухъярусную конструкцию из разноцветного мрамора.

На верхнем ярусе многочисленные белоснежные амурчики на имитирующем небесный свод голубом фоне несут икону Богородицы, которой коленопреклоненно поклоняется пара ангелов. Почитаемый в Гроттаферрате образ Божией Матери относится к византийскому иконографическому типу. Предположительно образ был написан византийским мастером в начале XII века. Монастырское предание утверждает, что икона была похищена из монастыря и увезена в Тускулум, чудесно сохранилась во время разрушения этого города в 1191 году, и возвращена в Гроттаферрату папой Григорием IX 22 августа 1230 года.

Пятидесятница — мозаика XII—XIII веков.

Во время реставрации 1904 года, в верхнем регистре триумфальной арки после снятия штукатурного слоя XVI века была обнаружена хорошо сохранившаяся фреска XIII века.

В следующем регистре триумфальной арки находится мозаика с изображением сцены Сошествия Святого Духа на апостолов. В центре (непосредственно под фреской Святой Троицы) расположен типично византийский Престол уготованный, по обе его стороны на престолах сидят в ряд по шесть апостолов. Левая шестерица апостолов начинается с Петра, первого епископа Ветхого Рима; правая — с Андрея, считающегося в восточной традиции первым епископом Византия (будущего Константинополя). Все апостолы держат в руках свитки — символы Божественного закона.

Алесса́ндро Фарне́зе (1520-1589) — итальянский дипломат, известный коллекционер и патрон искусства, носил прозвище «великого кардинала» (Il Gran Cardinale) – один из меценатов Гроттаферраты.

Капелла Фарнезе (1608-1610).

При жизни святого Варфоломея к монастырской церкви была пристроена маленькая часовня в честь святых Адриана и Наталии. В 1131 году эта часовня была перестроена и освящена уже в честь святых Нила и Варфоломея.

Алтарный образ посвящён сцене явления Богородицы святым Нилу и Варфоломею.

Стены нефа лишены каких-либо декоративных излишеств, вся поверхность покрыта фресками Доменикино. Верхний регистр занят поясными портретами восточных отцов Церкви; нижний — большими историческими сценами из жизни святых Нила и Варфоломея.

Фрески Доменикино. На левой фреске «Явление Христа святому Нилу». По преданию, когда святой молился перед распятием, Христос оторвал правую руку от креста и благословил Нила.

Потолок капеллы богато украшен разноцветными мраморными и позолоченными деревянными деталями, декоративной штукатуркой.

Василианский монах. В 1579 году Гроттаферрата стала центром римско-неаполитанской провинции вновь утверждённого ордена «василиан», в которую вошли все монастыри византийского обряда Центральной и Южной Италии.

На переднем плане пол был украшен цельным диском (диаметр 2,45 м.) из красного порфира. Когда Наполеон хотел перевезти его во Францию, местные монахи разбили диск, а потом вновь собрали и склеили его.

Историческая крипта, давшая название монастырю, превращена в часовню, примыкающую к правому нефу церкви. Крипта представляет собой два прямоугольных в плане помещения, перекрытые крестовыми сводами и соединённые аркой. В стенах крипты прорублены четыре небольших окна, забранных двойной железной решёткой. Именно эта особенность дала помещению его название: лат. crypta ferrata и итал. grotta ferrata означает «железная пещера».

Археологические исследования позволяют отнести устройство крипты к античному периоду. Начиная с V — VI веков, она использовалась в качестве часовни. По монастырскому преданию, именно здесь Богородица явилась святым Нилу и Варфоломею, указав на место будущей обители.

Porta Speciosa — деревянные врата, обрамлённые мраморным порталом. 11-12 век.

Символическое значение храмовых врат, как входа в Царствие Божие, подчёркивается вырезанными над дверью греческой надписью: «Переступающий порог дома Божия, оставь позади заботы и печали, чтобы достойно предстать перед Судией».

Профессор Джузеппе Балдачини с «мерным» крестом в Гроттаферрата.

При работе с архивными материалами в монастырской библиотеке (в настоящее время в Гроттаферрате хранится 1197 манускриптов (575 — на греческом, 622 — на латинском языках), 71 печатная книга XV века, 700 книг XVI века, 50 000 книг более позднего выпуска), он предположил, что высота креста соответствует росту Иисуса, а ширина его плеч по размерам совпадает с размером горизонтальной перекладины. Эти размеры он сопоставил с отпечатками Туринской плащаницы, и они оказались близки.

Покидаем Аббатство Святого Нила, и держим путь в Фраскати

“Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию”

P.S. При написании рассказа использовалась справочная информация из книжки “The Greek Abbey at Grottaferrata”, которую нам подарил Джузеппе в Аббатстве Св. Нила

Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: “ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ”


ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

Замок Святого Ангела в Риме

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo), также известный в Риме как мавзолей Адриана или Печальный замок — это крепость Рима, связанная с Ватиканом секретным подземным переходом. У замка необычная судьба по сравнению с другими известными памятниками древней культуры столицы: в то время, когда большинство сооружений римской эпохи превратились в руины и каменоломни, материал которых использовался для создания более современных зданий, Замок Святого Ангела, в зависимости от эпохи, менял свой статус, а порой и внешний вид. Его предназначение переходило от императорской усыпальницы до военного укрепления, от папских апартаментов до темной и страшной тюрьмы, от великолепных резиденций эпохи Возрождения до музея. Своими пышными интерьерами, мощными стенами, богатыми фресковыми залами, замок Святого Ангела отображает саму историю Вечного города. Здесь прошлое и настоящее неразрывно связанны друг с другом.

Из истории Замка Святого Ангела

История замка Святого Ангела в Риме начинается с его строительства по заказу римского императора Адриана в качестве усыпальницы в 123 году. Строительство завершилось уже после смерти императора, в 139 году. Это было округлое цилиндрическое здание с квадратным основанием и конными статуями по углам. Вершину его украшал кипарисовый сад и бронзовая колесница императора в образе бога солнца Гелиоса. В главную часть мавзолея, в которой находились урны с прахом императорской семьи, вела внутренняя спиральная рампа, сохранившаяся до наших дней. Вход в мавзолей предвещал покрытый мрамором Элианский мост из пяти арок, который до сих пор является одним из главных украшений замка.

Ближе к концу 3-го века на Рим участились нападения кочевых племен и нужно было усиливать оборону. С тех пор усыпальница Адриана приобрела статус крепости, войдя в состав оборонительного сооружения Аврелиановой стены.

Замок Святого Ангела продолжал быть оборонительным сооружением и в Средневековье. Тогда к нему из Ватикана был проложен закрытый коридор, Пассето. Он позволял понтификам быстро скрыться в замке в случае опасности. Благодаря этому коридору, в 16-м веке, папе Клементу VII удалось спастись во время осады Ватикана войсками французского короля Карла V. В это же время Замок Святого Ангела стал использоваться в качестве места заключения осужденных, и приобрел свою славу «печального замка».

Со временем крепость стала второй резиденцией римских пап, что поспособствовало значительному обогащению ее интерьеров фресковыми росписями знаменитых художников, произведениями искусства и пышно убранной мебелью. Особое место в истории замка принадлежит имени печально известного понтифика Александра VI Боржия. При нём замок превратился в настоящий дворец с присущими ему пирами и развлечениями, из которых игра музыкантов и комедии актеров забавляли папу не меньше, чем пытки и казни.

В Эпоху возрождения, после возведения на папский престол Павла III, апартаменты дополнились фресковыми украшениями с элементами древнеримской мифологии, соответствующими стилю эпохи. При папе Павле IV здание было укреплено пятиугольным оборонительным бастионом. С тех пор архитектура Замка Святого Ангела особенно не менялась.

После объединения Италии в 1871 году, практическое применение замка стало неактуальным, поэтому было решено превратить его в военный музей, который торжественно открыл первый правитель Италии Виктор Эммануил III в 1906 году.

Музей Замка Святого Ангела

В 20-м веке музей приобрел статус Национального музея замка Святого Ангела. В нем хранится большая коллекция картин, скульптур, военных реликвий и средневекового огнестрельного оружия. Особенно интересно побродить по замку ночью — это из числа неординарных впечатлений, которые можно получить в Риме — поэтому стоит обратить внимание на внеплановые открытия замка для посещения после захода солнца.

Самые известные залы

Каждый зал представляет из себя отдельную часть Римской истории. Благодаря раскопкам, проводившимся несколько раз внутри здания, коллекциям музея и подаренным частными лицами коллекциям, можно раскрыть для себя тайны его долгой загадочной жизни.

Дворик Спасителя

Из этого места начинается любая экскурсия по замку. Это узкий дворик, название которого происходит от стоящего в нем мраморного бюста Христа периода XV века. Здесь находятся так же апартаменты папы Бонифация XI, внутренний Двор казней, где свершались смертные приговоры, и Капелла святого Распятия, где приговоренные могли прочитать последнюю молитву и где сегодня находится книжный магазин музея.

Мавзолей Адриана

Самым древним местом замка является усыпальница Адриана, которая находится на три метра ниже, чем нынешний первый этаж. Спуститься в нее можно по железной лестнице. Зал Урн — это сердце всего строения, в нем хранятся императорские останки. Нетрудно догадаться, что время унесло все свидетельства его былого великолепия, но привлекает в этот зал в большей степени символизм его значения.

Тюрьмы

Одна из самых ужасных частей замка — это тюрьмы, маленькие и узкие ниши, в которые попадали кардиналы, планировавшие заговоры против Папы, а также гуманисты, идеи которых были неудобными для церкви. Среди самы известных узников замка были философ и астроном Джордано Бруно, попавший в тюрьму за ересь, его коллега астроном и ученый физик Галилео Галилей, также не угодивший церкви инакомыслием, Беатриче Ченси, жертва интриг, осужденная на казнь из-за убийства отца, архитектор и музыкант Бенвенуто Челлини, обвиненный в воровстве.

Во время осады Замок должен был обеспечить автономность на длительный период, поэтому на территории тюрем установлены 83 контейнера для оливкового масла и силосы для зерна.

Далее находится Двор Ангела, получивший свое название благодаря статуе Архангела Михаила, установленной здесь в 1747 году. Отсюда можно посетить различные папские резиденции с их внутренними двориками и прекрасными итальянскими садами, в которых они гуляли.

Двор Александра VI

Двор Александра VI известен под разными названиями — Двор Масла, потому что отсюда можно было напрямую попасть в двор с контейнерами для масла, Двор колодца, благодаря расположенному здесь великолепному колодцу, или Театральный Двор, он так же служил местом театральных постановок.
Этот двор переходит в Двор Леона X, с небольшим и ухоженным итальянским садом, и в комнаты папы Климента VII, с его личной ванной комнатой, считавшейся статус символом того времени, напоминающей о великолепии императорского Древнего Рима и его бань.

Крытая галерея

Крытая галерея интересна тем, что в этой части замка можно проследить его археологическую историю. Здесь собраны архитектурные фрагменты и скульптуры, которые принадлежали зданию в различные исторические периоды. Эта старинная крытая дорожка, по которой римские папы могли гулять даже в плохую погоду, ведет к небольшим комнатам, где жил Пий IV, позже превращенные в роскошные камеры для особых заключенных. Есть еще и Открытая галерея, где сегодня хранится интересная коллекция оружия различных видов.

Зал Паолина

Зал Паолина — один из наиболее богато убранных залов всего замка, известный своими с драгоценными и изысканными украшениями, росписями и фресками. Он переходит в зал Персея, названный так в честь изображенного в нем героя. Интерьер полностью меблирован, но мебель его не отображает реальный исторический контекст, присущий тому времени. Как и в парадном Зале Амура и Психеи интерьер был организован весьма произвольно в соответствии с идеями реставраторов, а не его исторической реальности.

Сокровищница

Здесь в XV-XVI веках хранились сокровища римских пап, затем она стала одной из комнат, которая на протяжении многих лет использовалась в качестве тюрьмы, о чем свидетельствуют выгравированные надписи на шкафах. Комната Калиостра вспоминает знаменитого узника замка, графа Калиостро. Богато украшенные резиденции пап переходят в знаменитую террасу с Ангелом, вдохновившую композитора Пуччини, на трагическую финальную сцену своей оперы Тоска.

На террасе установлены большая статуя Ангела, отлитая в 1752 году на замену предыдущей, и колокол осужденных, оглашавший римлянам о чьем-то смертном приговоре.

Любопытные факты

Название Замка

До 590 года памятник, который сегодня известен как замок Святого Анджело, назывался мавзолеем Адриана, именно по той причине, о которой мы только что говорили. Однако в 590 году Рим поразила чума. Согласно легенде, папе Григорию I во время крестного хода вокруг Мавзолея, явился архангел Михаил, держа в руках меч, знаменуя окончания чумы. Чума на самом деле закончилась, а на камне по сей день можно увидеть следы архангела, на месте его чудесного явления. Так, в честь архангела Михаила и принесенной им доброй вести, мавзолей Адриана в Риме был переименован в Замок Святого Ангела, а на его вершине была установлена статуя ангела.

Ангел

Статуя Ангела, имеет интересную и многострадальную историю. Изначально она была сделана из дерева, но из-за хрупкости материала быстро раскрошилась и была заменена мраморным ангелом, который в свою очередь был уничтожен во время осады в 1379 году. За ним последовала третья статуя, также сделанная из мрамора с бронзовыми крыльями. Её расколола молния в 1497 году; на смену ей на вершине замка Святого Ангела была установлена статуя из позолоченной бронзы, но и ее через какое-то время убрали с привилегированного положения, в пользу установления пушек для обороны от нападения Ланквинов в 1527 году. После еще одного мраморного и бронзового ангела, в 1573 году был отлит последний бронзовый ангел, который сохранился до наших дней.

Представляя себе Замок Святого Ангела, мы прежде всего воображаем образ крепости, возвышающейся над Мостом Святого Ангела, известного так же как Мост Элио, культового сооружения, украшенного мраморными статуями. На месте этих великолепных работ скульптора Бернини, которыми сегодня все с удовольствием любуются, во времена Инквизиции висели отрубленные головы приговоренных к смерти. Такое жуткое украшение служило наставлением для проходящих мимо о том, как важна для жизни праведность мыслей и поведения.

Палач

И конечно же все эти головы сами не отпадали. О них заботились штатные папские палачи. Одним из них в XIX веке был Мастро Титта — палач и, по совместительству, изготовитель зонтов. Его дом и мастерская находились в Борго, в нескольких шагах от замка Святого Ангела, поэтому каждый раз, когда его услуги палача требовались на главных площадях, расположенных на противоположном берегу Тибра, он не заставлял себя долго ждать, ему достаточно было пересечь знаменитый мост.

В поп культуре

Замок Святого Ангела вдохновлял режиссеров и авторов песен на протяжении всей своей истории. Его терраса — это место, откуда Тоска бросается вниз в заключительном акте знаменитой одноименной оперы Пуччини. Замок также появляется в голливудском фильме Ангелы и Демоны и в видеоиграх Assassin’s Creed II и Assassin’s Creed: Brotherhood.

Римские замки. А были ли замки?

Часто можно услышать забавный вопрос в конце экскурсии «Римские замки», что проводится в живописных пригородах Вечного города: «А замки-то мы когда увидим?». Ответ – не менее удивительный: «Внимание! Мы, в итоге, не увидим ни одного сохранившегося замка». Но не стоит огорчаться столь необычному несоответствию содержания своему названию. РИМСКИЕ ЗАМКИ – это уникальный заповедник, где вместо замков вас ждет нетронутая цивилизацией живая природа, занимательная история и сказочные мифы, вулканические озера и свежий прохладный воздух, головокружительные виды и гастрономические традиции, что поколениями хранят в этих местах.

Если вы устали от столичной суеты и заскучали от непрерывного потока туристической информации, оставьте на время Вечный город – как это делали императоры и Папы Римские – и отправляйтесь в РИМСКИЕ ЗАМКИ: подышать свежим воздухом албанских гор, закусить поркеттой из Аричи (PORCHETTA DI ARICCIA) с хлебом из Дженцано (PANE DI GENZANO), выпить прохладного белого вина Фраскати-супериоре (FRASCATI SUPERIORE) и послушать легенды о месте, где много столетий назад родились основатели Рима два брата близнеца Ромул и Рем. Скучно не будет, даже, если по пути не встретится ни одного целого замка (Экскурсия РИМСКИЕ ЗАМКИ).

Средневековые замки здесь действительно были. Упоминания об устрашающих размерах и внушительном их числе сохранились в не только в исторических документах, но в названии современного заказника, что был создан на этой территории в конце XX века. Гигантский заповедник совсем молодой, но земли эти всегда почитались как райские места для отдыха и поэтому естественным путем сохранили все необходимое, чтобы расслабиться как следует. В XXI веке редко где можно найти столь гармоничное сочетание щедрости дикой природы, умиротворенной атмосферы неспешной жизни, мягкого микроклимата и простой, но удивительно вкусной еды.

Цепь альбанских холмов (Colli Albani), где на заметной высоте над уровнем моря расположились симпатичные городишки РИМСКИХ ЗАМКОВ, вулканического происхождения. Вулкан Лацио давно потух, но напоминает о себе плодородной почвой, неповторимыми озерами, одно из них самое глубокое, другое – самое маленькое в Италии и удивительными магнетическими чудесами, что происходят в этих краях. Здесь растут черные трюфели и водятся дикие кабаны. На одном из высоких озерных берегов уютно устроилась летняя резиденция Римского Папы. Тут найдется и тайна, что не разгадана до конца: оптический обман или магнетические силы вулкана меняют наши привычные представления о природе вещей. Странная точка, где оптическое восприятие не совпадает с реальностью: вы видите подъем в гору, а бутылка с водой покатиться вперед словно по дороге на спуск вопреки ожиданиям нашего восприятия. Здесь одна из самых красивых дорог в Италии – Озерная (via dei Laghi) – она тянется серпантином по живописному берегу высоко над зеркалом воды. Не будет недостатка в гостеприимности хозяев маленьких лавок, что непременно предложат попробовать особые традиционные продукты этих мест: вяленная оленина, черный трюфель, прошуто из кабана, свежая земляника Неми и ликер Фраголино.

Не секрет, что даже римляне, проживающие всего в 30 километрах от этих мест, должны приехать в Римские замки, чтобы попробовать эти простые неповторимые вкусности. И для местных жителей Вечного города это по прежнему, как и тысячелетия назад, хороший повод провести выходной день в райской атмосфере Римских замков.

Программа путешественника в этих местах предполагает творческий подход и предлагает большое разнообразие. Здесь можно ограничиться осмотром двух самых известных мест, таких как НЕМИ (NEMI) и КАСТЕЛЬ ГАНДОЛЬФО (CASTEL GALDOLFO). Крошечный городишко Неми расположился на высоте более 500 метров над уровнем моря, он словно «повис» на обрывистом берегу над маленьким озером, что до сих пор называют «зеркало Дианы».

Эти места в античности почитались как Nemus Dianae в переводе – священный лес Дианы – владения самой покровительницы дикой природы, что и дало название озеру и городу. Кастель Гандольфо – когда – то замок («кастель») Кандульфи, c XVII века стал элегантной летней резиденцией Римского Папы.

При желании можно украсить программу обедом в ресторане с головокружительным панорамный видом на озеро.

Среди мест, где можно вкусно поесть в РИМСКИХ ЗАМКАХ также есть выбор: от простой таверны, где вам подадут несложные вкусные блюда из продуктов местного леса, озера или моря, до в элегантного ресторана, что хранит рецепты локальной кухни с конца XIX века, гордиться семейными традициями и одним из богатейших винных подвалов. А можно отправиться прямо на виноградник, где хозяин не только поделится секретами производства вина и оливкового масла, но и накормит по-домашнему.

В летнее время в бегстве от изнуряющей римской жары курортная зона озера Альбано предлагает все условия для отдыха у воды: можно купаться, кататься на арендованных лодках и катамаранах, лежать на пляже под зонтиком или наслаждаться бокалом местного прохладного вина в баре на берегу. Если понравится озерный отдых – проведите здесь несколько дней – отели РИМСКИХ ЗАМКОВ часто рсполагаются в красивых виллах эпохи барокко, которые как раз и сменили замки, стоявшие в свое время на эти землях.

Важно, что все эти многочисленные удовольствия можно себе позволить при наличии транспорта. К сожалению, или , может быть, к счастью, отсутствие транспортных путей делает эти места малодоступными массовому потоку туристов. Железнодорожное сообщение существует только с Фраскати (FRASCATI) и Кастель Гандольфо (CASTEL GANDOLFO). Есть автобусные линии, соединяющие городки Римских замков, но этот вид транспорта требует знания итальянского языка и навыка пользования системой общественного транспорта в Италии. Поэтому выход очевидный – либо рискнуть на самостоятельное покорение системы общественного транспорта, либо арендовать средство передвижения: машина с гидом и водителем или автомобиль, взятый вами на прокат.

Если вопросы с транспортом решены, и нет ограничения во времени, то программу можно расширить подъёмом на самую высокую точку албанских холмов: гора Монте Каво (Monte Cavo) имеет почти 950 метров и ее вершина – единственная точка, откуда можно увидеть вместе два вулканических озера. Прогуляйтесь по АРИЧЧЕ (ARICCIA): там попробуйте знаменитую ПОРКЕТТУ ИЗ АРИЧЧИ (PORCHETTA DI ARICCIA).

Это жареный на вертеле поросенок с непревзойденной по своим вкусовым сочетаниям хрустящей корочкой и таящей во рту бужениной, и посетите виллу Папы Александра VII, который столь ценил эти земли, что недалеко от официальной папской летней резиденции в Кастель Гандольфо поручил Бернини построить частную загородную виллу, где сегодня разместилась музейная коллекция. Если осталось время отправляйтесь ФРАСКАТИ (FRASCATI), где расположились с десяток кардинальских вилл вокруг замка архиепископа. Можно заглянуть в ГРОТТАФЕРРАТУ (GROTTAFERRATA) в аббатство Святого Нила Россанского, где в католическом храме сохранился иконостас, удивительный пример того, что церковь во времена создания этого монастыря не была разделена на две ветки, когда греческие традиции прекрасно уживались в пространстве Папы Римского.

А если будет возможность оказаться здесь в июне в ДЖЕНЦАНО (GENZANO DI ROMA) чтобы принять участие в красочном событии Инфьората (Infiorata)

или в октябре на празднике белого вина в МАРИНО (MARINO) – то опыт погружения в атмосферу РИМСКИХ ЗАМКОВ можно считать самым полным.

Очень важно понимать, пускаясь в путешествие по РИМСКИМ ЗАМКАМ, что эти земли издавна почитались как место отдыха, поэтому и сейчас они не стремятся быть идеальными, чтобы понравиться. Городишки здесь гордо хранят свою неприукрашенную простоту, а природа – нетронутую чистоту.

Поэтому именно здесь можно найти, бесподобный вид из окна дома и его невзрачный старый фасад, тишину кривой безлюдной улочки и на ней искреннее радушие хозяина одинокой торговой лавки. На этих землях вместе уживаются средневековые башни – редкое напоминание о грандиозных замках – и дворцы, что сменили их в эпоху барокко. Здесь многое ждет своего реставратора, еду в тавернах подают на простых бумажных скатертях, а дегустацию винодел проводит в суровом здании фермы XVII века. Здесь жизнь предстает без парадного лоска, словно все в РИМСКИХ ЗАМКАХ – «non finitо» («не закончено»). И это не удивительно, ведь по многовековой традиции императоры и патриции, римские папы и кардиналы, правители и политики сбегали в эти райские земли от светской жизни и столичной суеты, чтобы насладиться возможностью скинуть доспехи, папские одежды или официальный костюм и просто побыть собой наедине с безупречной природой.

ПОСТЫ НА ЭТУ ТЕМУ

Самостоятельная поездка в РИМСКИЕ ЗАМКИ – как совершить путешествие по РИМСКИМ ЗАМКАМ самостоятельно

Что нужно для счастья? – трейлер о поездке в Дженцано на праздник Инфьората

Инфьората 15 июня 2015 – фильм о поездке в Дженцано на праздник Инфьората

Замок Святого Ангела в Риме: убежище, сокровищница, тюрьма

Замки и крепости. Что-то давно у нас на «ВО» ничего не было про замки. И это весьма серьезное упущение с моей стороны, потому что про замки людям читать интересно. И хотя обо всех сохранившихся замках рассказать все равно не получится, в отношении некоторых из них это просто необходимо. И в особенности это касается замка Святого Ангела в Риме, который, по сути, стал образцом для строителей замков в Европе, причем изначально он замком не являлся. Такая вот удивительная это постройка, и вот сегодня мы вам про нее и расскажем.

Начать следует с его не вполне необычного названия. Ведь изначально это был никакой не замок, а роскошный мавзолей для римских императоров. Потом уже его превратили в укрепленное убежище для римских пап, сокровищницу их богатств, тюрьму, где содержались как политические преступники, так и религиозные еретики и даже художник Бенвенуто Челлини. Кроме того, с ним связано множество рассказов и удивительных легенд. И даже Дэн Браун именно замок Святого Ангела выбрал в качестве пристанища для злобных иллюминатов.

Добраться до него в том случае, если вы окажетесь в Риме, нетрудно. Он построен на правом берегу реки Тибр на расстоянии километра от собора Святого Петра и Ватикана.

С левого берега, где расположены такие знаковые сооружения, как Колизей, Римский форум и Пантеон, к замку Святого Ангела идет пешеходный мост, который украшают фигуры ангелов. Сам замок окружает парк Адриана характерной «звездной» формы, повторяющей внешний контур этого замка. Интересно, что в зимнее время римляне катаются здесь на коньках и одновременно любуются замком. Однако в летнюю римскую жару, чтобы представить это, потребуется некоторая фантазия!

Сама центральная башня замка окружена четырьмя бастионами более поздней постройки, на которых были размещены пушки

Самое интересное, что замок Святого Ангела никакого отношения с самого начала к ангелам не имел, а пап, когда его строили, еще не было. Да и неудивительно: ведь сооружен он был еще во II веке н.э. в качестве роскошной усыпальницы императора Адриана, а также членов его семьи и всех его последующих преемников. В 139-217 гг. н.э. в этом мавзолее захоронили прах целого ряда императоров, последним среди которых стал император Каракалла.

Император Адриан значительную часть своей жизни провел в походах, объездил всю империю, но в самом Риме бывал довольно редко. Поэтому именно здесь ему захотелось выстроить нечто грандиозное, ну и, конечно, связанное с его именем. Вот так и родился мавзолей Адриана, украшенный статуями людей и животных, с прекрасным садом, имевшим квадратное основание, где были возведены две колоннады с колоннами разной высоты. Наверху мавзолея стояла статуя императора Адриана, представленного в виде бога солнца Гелиоса, стоящего на золотой колеснице-квадриге, то есть колеснице, запряженной четырьмя конями.

Первый мавзолей в Риме был построен для императора Октавиана Августа. Мавзолей Адриана был вторым, но зато он стал самой высокой постройкой в городе на момент строительства. А дальше началась сухая прагматика…

В 270 г. н.э. империи и Риму стали угрожать готы. Правивший в то время император Марк Аврелий приказал укрепить Рим второй линией стен, и вот в этот защитный периметр и был включен мавзолей Адриана, размеры и прочность стен которого позволяли ему играть роль важного укрепления. И надо заметить, что только благодаря своему защитному функционалу эта языческая, в общем-то, постройка и сохранилась до наших дней, а не была разобрана праведными христианами на камни, как это получилось в случае с другими античными постройками.

Правда, свое внешнее великолепие мавзолей Адриана все же потерял: лишился и статуй, и декора, то есть всего того, что при императорах его украшало. В средние века мавзолей стал крепостью, поэтому лишился всех архитектурных излишеств.

И вышло так, что сегодня замок Св. Ангела больше всего похож на слоеный пирог! В основании — фундамент мавзолея Адриана, а вот все, что над ним, — это позднейшие надстройки и добавления разных пап, которые использовали это сооружение в качестве своей запасной резиденции на случай разных бед.

Интересно, что само христианское название замка связано с эпидемией чумы 590 года. Тогда в Риме от нее умерло множество людей, никто не знал, когда придет этой напасти конец. Но тут папе Григорию Великому явился во сне архангел Михаил, причем не где-нибудь, а именно в императорском мавзолее. Он вложил меч в ножны, и это посчитали счастливым знамением – знаком того, что эпидемия скоро кончится! Понятно, что так оно и случилось.

За ниспосланное архангелом чудо его отблагодарили: переименовали замок, а на его вершине поставили его деревянную статую. Потом ее еще несколько раз меняли. Сегодня фигура архангела над замком бронзовая.

В средние века обстоятельства заставили римских пап использовать замок Святого Ангела в качестве убежища. А папа Николай III в 1277 году и вовсе приказал построить Passeto — особый проход по высокой крепостной стене длиной 800 метров, соединивший Ватикан с замком. Теперь папы могли по нему быстро перейти в замок и там спастись если уж не насовсем, то на какое-то время. И ход этот и впрямь папам пригодился. Так, папа Александр VI воспользовался им для бегства, когда на Рим в 1494 году напали войска короля Франции Карла VIII.

А самым известным случаем, когда этот ход и замок и впрямь спасли жизнь римскому папе, связан с осадой Рима войсками императора Карла V в 1527 году, после которой город был взят и жестоко разграблен. Тогда папа Климент VII сумел сбежать из Ватикана именно по Пассетто и переждать «нашествие» за его стенами. Зато почти все его швейцарские гвардейцы из личной гвардии тогда погибли, защищая собор Святого Петра, а население Рима уменьшилось с 55 000 до 10 000 человек. Кстати, по этой же стене заключенных водили из тюрьмы замка в Ватикан для допросов и суда.

Постепенно внешний вид замка Св. Ангела приближался к тому, что мы знаем сегодня. При этом в ходе многочисленных перестроек фундамент его был расширен, добавлены зубчатые стены и артиллерийские бастионы, вокруг был вырыт ров, были сооружены ворота, оборудованные подъемным мостом.

Уже к концу XVI века замок стал больше походить на дворец, нежели на крепостное сооружение.

Пирамиды каменных ядер к орудиям тоже впечатляют. Это сколько же нужно было доставить камня и сколько трудиться каменотесам, чтобы столько таких вот ядер вытесать?!

Внутри замка повсюду видны гербы римских пап, так что не будет преувеличением сказать, что вся история папства представлена на его стенах. Здесь и «пилюли» Медичи, и лилии Фарнезе, и пчелы Барберини, и красный бык семейства Борджиа. И каждый папа старался приложить руку к тому, чтобы не только укрепить этот замок, но и приспособить его к существующей моде. Но кто-то, понятно, сделал больше других. В их числе был и папа Павел III Фарнезе, пригласивший для отделки интерьеров замка самых талантливых итальянских мастеров, расписавших его помещения изысканными фресками и украсивших их скульптурами, картинами и колоннами из мрамора.

Еще один артиллерийский каземат… Позаботился о том, чтобы вооружить замок по последнему слову техники, папа Бонифаций IX (1389-1404)

Столь труднодоступное сооружение в самом центре Рима для тайных встреч, да к тому же еще и столь богато украшенное, естественно, не могло не использоваться и для разного рода тайных встреч и не слишком-то афишируемых «мероприятий». В частности, считается, что самый распутный римский папа Александр VI Борджиа именно в замке Святого Ангела встречался со своими многочисленными любовницами и устраивал оргии. Но кто знает, так ли все это было на самом деле, ведь людская молва просто обожает сгущать краски, в особенности по отношению к тем, кого она определила в козлы отпущения.

Замок Св. Ангела прославился еще и тем, что он служил тюрьмой для лиц, неугодных папам. Здесь были камеры и комнаты для пыток. Причем в заключении здесь томились весьма и весьма примечательные личности: прославленный скульптор, живописец и в немалой степени авантюрист Бенвенуто Челлини, еретик Джордано Бруно и… граф Калиостро. Некоторые папы также смогли побывать узниками в этом замке. Недаром сказано, что от сумы и от тюрьмы зарекаться не стоит никому. И даже папам…

Закрыли тюрьму в замке только в 1901 году: вот насколько была востребована обществом его мрачная неприступность.

Пограничные укрепления Древнего Рима

Многие величественные средневековые замки и огромные крепости XVII–XIX столетий выросли на месте древнеримских укреплений. Но что же представляли собой сами фортификационные сооружения Древнего Рима в период его расцвета? Лагеря легионов и оборонительные линии опоясывали всю империю, защищая её от вражеских вторжений и играя роль плацдармов для наступательных действий. А вот фортификационные сооружения, размещённые во внутренних провинциях, имели скорее статусный, чем оборонительный характер.

Укреплённый полевой лагерь

Одним из наиболее распространённых типов древнеримских укреплений был полевой лагерь, обозначавшийся словом castra. Существовали стационарные зимние (castra stativa и castra hiberna) и летние лагеря (castra aestiva), последние обычно строились вечером после дневного перехода.

По мнению французского исследователя Яна Ле Боэка, не существует ни точно воспроизведённого прототипа постоянного лагеря, ни стандартной схемы постройки, характерной для всей империи. Английский историк Джек Ландер выявил, что даже в отдельных регионах империи эволюция укреплений не шла по одному и тому же пути. В этой статье мы выделим общие черты, которые были присущи всем древнеримским укреплениям.

Большой римский лагерь на несколько легионов с подразделениями ауксилариев.
historianovest.blogspot.com

К местоположению лагеря существовали строгие требования — оно должно быть со всех сторон хорошо защищённым, удобным для обороны, а также иметь источник воды.

Основой всех римских укреплений являлась система fossa – agger – vallum (ров – насыпь – вал). Часто встречались два и три рва, что зависело прежде всего от степени военной угрозы. Изначально, в правление Юлиев-Клавдиев, все укрепления на границах строились при помощи дёрна, земли и дерева. С приходом к власти Флавиев в 69 году и постепенным установлением постоянных позиций легионов началось строительство крепостей из кирпича или камня. При этом старые укрепления зачастую разбирали, а на их месте возводили новые. Эти сооружения строились по всей империи и были очень просты, единственным нововведением поздней республики и ранней империи стала подъёмная решётка на воротах. До наших дней дошло описание такого лагеря времён императора Адриана, написанное римским автором по имени Арриан:

«Сама же крепость, где размещаются 400 отборных воинов, мне показалась весьма сильной по природным свойствам местности и расположенной в месте, очень удобном для защиты тех, кто плавает вдоль берега. Вокруг стены проведён широкий двойной ров. Прежде стена была земляная, и на ней стояли деревянные башни, но теперь и стена, и башни сложены из обожжённого кирпича; стена стоит на прочном фундаменте, на ней размещены военные машины, одним словом, она снабжена всем необходимым для того, чтобы никто из варваров не мог даже приблизиться к ней, не говоря уже о невозможности угрожать осадой находящемуся в ней гарнизону. А так как и сама гавань должна представлять безопасное убежище судам, а все места вне укрепления населены отставными военными и некоторыми другими торговыми людьми, то я решил от двойного рва, опоясывающего стену, провести ещё один ров до самой реки, который окружит гавань и дома, находящиеся за стеной».

Форт в пустыне Иордан. Является самым сохранившимся из римских фортов на Ближнем Востоке.
historianovest.blogspot.com

Постоянный лагерь

В I веке постоянные лагеря обычно строились по прямоугольному типу, изредка — в форме квадрата. Полибий, древнеримский автор II века до н. э., утверждал, что в республиканскую эпоху римляне строили свои походные лагеря квадратом. Во II веке н. э. теоретическое соотношение длины и ширины составляло 3/2 (его рекомендовал Псевдо Гигин, написавший трактат об устройстве лагеря), в реальности же лагеря часто имели иные пропорции: Эль-Касбат — 5/4, Ламбезис — 6/5.

По традиции лагерь имел четверо ворот, которые размещались в стенах и обычно защищались с боков прямоугольными или квадратными башнями. Изначально башни не выносились за стены для флангового обстрела атакующего противника, лишь со временем, когда лагеря начали возводиться как постоянные долговременные укрепления, закрепился такой тип фортификации. Типичным для крепостей I–II веков было внутреннее расположение угловых башен (предвратные башни частично выступали за крепостную стену).

Строительство римского лагеря.
historianovest.blogspot.com

Как сообщают многие древние авторы, постройка лагеря начиналась с организации его внутреннего пространства. С помощью специального инструмента (groma) в лагере проводились основные дороги (via principalis и via praetoria), делившие его на три части. Вдоль этих «улиц» располагались ряды построек. На претории размещалось специальное здание, в котором хранились знамёна (aedes signorum) и сбережения солдат. Выделялось отдельное здание для канцелярии, рядом с которым располагались склады оружия (arnamentaria).

Бо́льшую часть лагеря занимали жилища. Ближе к центральной площади располагались дома офицеров. Центурионы и солдаты жили в общих П-образных или прямоугольных одноэтажных казармах, разделённых на комнаты (в каждой из них проживало 8 человек). По краям казармы размещались более просторные квартиры центурионов, наименее удобные жилища отводились воинам вспомогательных частей и прислуге. В больших лагерях, где размещались легионы, строились многочисленные сооружения, необходимые для повседневной жизни — больницы, склады, мастерские и бани. Известно, что в каждом большом лагере, где размещался легион, имелись мастерские (fabrica) по производству оружия и кирпичей. Склады предназначались прежде всего для хранения запасов продовольствия и использовались не только при осаде лагеря, но и являлись базами снабжения воюющих армий.

Хозяйственные постройки, примыкающие к оборонительному валу.
historianovest.blogspot.com

Изначально в одном месте концентрировалось несколько легионов, но уже к концу I века они постепенно рассредоточиваются — это носило в первую очередь политический характер и не давало собрать слишком много сил в руках одного полководца.

Устройство римского форта.
historianovest.blogspot.com

Постоянные лагеря занимали территорию площадью от 17 до 50 га:

Количество легионов

Конец правления Траяна – начало правления Адриана

Регенсбург (Castra Regina)

Определить площади лагерей ауксилариев сложнее из-за разнообразия таких подразделений. Большинство учёных сходится на том, что «тысячная» кавалерийская ала занимала площадь от 5 до 6 га, «пятисотенная» — около 4 га, «тысячная» когорта — около 3 га, «пятисотенная» когорта — около 1,5 га.

Формирование римской системы укреплений

Древнеримские укрепления постепенно сформировали единую сеть, что положило начало созданию лимеса — системы коммуникаций и оборонительных сооружений на границах империи. В завоёванных провинциях в первую очередь охранялись стратегически важные объекты: крупные дороги, речные переправы и городские центры. Кроме того, создавалась цепь постов, с которых велось наблюдение за передвижениями варваров.

Реконструкция участка римской оборонительной линии.
historianovest.blogspot.com

В эпоху Флавиев началось широкомасштабное строительство укреплений и создание надёжной системы охраны границ. В то же время прекратились крупномасштабные завоевания на всех фронтах империи, и воинские части получили постоянные места дислокации. Вспомогательные когорты и алы размещались на границах в укреплённых фортах и лагерях на расстоянии 8–10 км друг от друга. Многочисленные дороги, проложенные вдоль границ, обеспечивали скорую переброску войск с одного участка обороны на другой. Легионы были размещены в крупных крепостях и привлекались для ведения значительных операций на территории противника.

Во второй половине I и во II веке на отдельных участках границы стали возникать системы земляных валов с частоколами и рвами (со временем их начали строить и из камня). В это же время деревянные укрепления легионов и вспомогательных частей перестраиваются в каменные. Наиболее известными из таких сооружений являются Германский лимес (от Бонна до Регенсбурга), укрепления в Дакии и Нижней Мезии, Адрианов вал и 175-километровая Ретийская стена, построенная при императоре Коммоде (180–192 годы). Зачастую эти укрепления проходили по берегам крупных рек, например, — Дуная и Рейна.

Вал Адриана — характерный пример использования складок местности.
historianovest.blogspot.com

Германский лимес протянулся вдоль границ Верхней Германии и Реции на расстояние примерно 550 км — главной его задачей было сдерживание нападений германских племён на стратегически важный участок Декуматских полей. Вклиниваясь между провинциями Верхняя Германия и Реция, не укреплённые территории создавали серьёзную угрозу внутренним землям империи. Эту проблему начали решать при императоре Клавдии, который возвёл в верховьях Дуная линию крепостей — Ристиссен, Эмеркинген, Минген, Эннетак, Ирцигхофен. Около 74 года в Бадене были проведены дороги, соединившие крупные римские базы (лагеря легионов) на Верхнем Рейне — Аргенторат (Страсбург) и Виндониссу (Виндиш) с Роттвайлем.

После войн Домициана против хаттов была построена дорога от Майнца (Могонциака) к реке Нидда. Специально для защиты этой стратегически важной дороги была возведена цепь укреплений в южных предгорьях Тавн. Линию таких же укреплений при Домициане провели через горы Оденвальд к реке Рейн. Вслед за этим была построена новая дорога от Роттвайля до Файмингена, где она соединилась с дорогой, ведшей от Майнца, и достигла Дуная. Дороги соединили крупнейшие легионные лагеря Верхней Германии и Реции, остриё клина Декуматских полей было срезано постройкой сети оборонительных сооружений.

При Траяне (98–117 годы) линия Оденвальда, заканчивавшаяся у Верта (на Майне), была продолжена до Вимпфена (на Неккаре) и Каннштадта. Граница в Реции была перенесена на север на линию Гунценгаузена, которая у Лерха примкнула к германской линии укреплений. При Адриане Пограничная линия шла из Геннингена через долину реки Лана и истоки реки Эмс на восток, где у Цугмантеля начиналась дорога к Майнцу. Затем она достигала Бюцбаха и поворачивала к Майнцу, который пересекала у Гросс-Кротценбурга. Затем укрепления шли по Майну, где у Мильтенберга начинался вал с палисадом, тянувшийся до Лерха. При Адриане также был построен палисад вокруг Реции и упразднены крепости на Нижнем Майне — Фридберг и Хиддернхейм. Примерно в 155 году император Антонин Пий передвинул границу с линии Оденвальд – Неккар далее на восток. По линии Валлдюрн – Лерх на протяжении 80 км был возведён четырёхметровый вал с частоколом и ров шириной 6 м и глубиной до 3 м. Недалеко от вала размещались небольшие лагеря и наблюдательные башни.

Ретийская стена протянулась на расстояние в 175 км по линии от Лерха до Гингейма (на Дунае). При императоре Коммоде (180–192 годы) вместо деревянных укреплений были выстроены оштукатуренные каменные стены высотой до 2,5 м и толщиной до 1 м.

Адрианов вал в Британии был построен в 122–128 годах и соединил берега залива Солвей и устье реки Тайн. Каменная стена имела в длину 117 км, достигала высоты в 3,5 м и толщины в 2,5 м. Внешняя и внутренняя поверхности стены были облицованы массивными каменными глыбами, а пространство между ними заполнялось бутом и известью. Севернее стены тянулся ров, имевший 3 м в глубину и 10 м в ширину. Южнее стены была проложена дорога, защищённая двумя параллельными насыпями. Между стеной и насыпями на расстоянии одной мили друг от друга размещались укреплённые форты, в которых находились гарнизоны численностью от 8 до 16 человек. По всей длине стены располагались лагеря когорт, из которых в случае опасности можно было быстро перебрасывать силы на угрожаемые участки. В общей сложности в укреплениях располагалось 10 000–12 000 бойцов. В 140–141 годах в 160 км к северу от Адрианова вала был построен вал Антонина Пия, но он не имел такого значения и вскоре был оставлен.

Осада римского форта на валу Адриана.
historianovest.blogspot.com

Абсолютно иная защитная система сложилась на востоке — влияние на неё оказали другие природные условия. В Сирии и близлежащих регионах римлянам противостояло мощное Парфянское государство. Кроме того, боевые действия можно было вести на ограниченной территории, так как пустыня являлась серьёзной преградой для большой армии. Поэтому все крупные сражения происходили в долинах рек Тигр и Евфрат или на горных плато. Такое положение обусловило иную стратегию размещения укреплений и вооружённых сил — оборона носила преимущественно очаговый характер.

Схема участка лимеса в провинции Германия.
historianovest.blogspot.com

В целом древнеримские укрепления были весьма просты и в случае долгой планомерной осады вряд ли могли бы устоять. При обороне главная ставка делалась на профессионализм защитников крепости, а также дороги, обеспечивавшие скорую переброску подкреплений. Римляне предпочитали встречать врага в поле, а не отсиживаться за крепостными стенами. При любой возможности они старались переносить боевые действия на территорию противника, поэтому римские лагеря предназначались не столько для обороны, сколько для размещения войск и хранения необходимых припасов.

Замок Святого Ангела: история самой известной крепости Рима

Замок Святого Ангела венчает, пожалуй, одна из самых красивых скульптур Вечного города – архангел Михаил, вкладывающий обнаженный меч в ножны.

Сегодня я расскажу вам об удивительной истории этой достопримечательности Рима, ведь за долгие века своего существования замок успел побыть мавзолеем, папской резиденцией и тюрьмой, и, конечно, отдельная глава будет посвящена судьбе ангелов, что устанавливали на крыше крепости с шестого века нашей эры.

МАВЗОЛЕЙ АДРИАНА

Начать стоит с напоминания о том, что изначально Замок Святого Ангела строился вовсе не для того, чтобы в нем кто-то жил. И не для обороны! Римский император Адриан, правивший во II веке нашей эры, начал возводить сооружение в 135 году совсем с иными целями. Правитель планировал, что это будет мавзолей, где упокоится его собственный прах, а также останки всех членов его семьи.

Собственно, задуманное императором и было посмертно реализовано. Мавзолей достроил в 139 году его преемник Антонин Пий, и там покоились не только останки самого Адриана, но и его супруги Ливии, сестры Октавии и зятя Агриппы. Впоследствии круглый зал усыпальницы стал местом упокоения многих правителей Рима, последней тут была установлена погребальная урна императора Каракаллы – известного почитателя культа Изиды, что отошел в мир иной в 217 году.

Если же говорить о внешнем виде мавзолея, то в античные времена он выглядел совсем иначе. Усыпальницу строили по образу и подобию этрусских гробниц тумулусов. Высота – 44 метра, внешние стены облицованы белым мрамором, наверху – насыпной холмик с кипарисами, символом вечной жизни: эти деревья часто сажали рядом с захоронениями, ведь своей формой они напоминают свечку, указывающую на небеса, и к тому же плодоносят круглый год.

И уже тогда на самой высокой точке цилиндрической постройки красовалась гигантская скульптурная композиция. Разумеется, без ангелов. Мавзолей Адриана венчала квадрига – античная колесница, запряженная четверкой коней, – классический мотив в мировом искусстве. Такую же скульптурную группу мы можем увидеть на триумфальных арках, соборе Святого Марка в Венеции, да, зачем далеко ходить, она же красуется на фасаде Большого театра. Правда, правил четверкой коней, что была установлена на мавзолее, не покровитель муз Аполлон, а сам император Адриан, изображенный в образе бога солнца Сола (Гелиоса).

КРЕПОСТЬ И ТЮРЬМА

Не верьте тому, кто будет вам говорить, что мавзолей перестал использоваться по своему изначальному замыслу лишь в 410 году, когда Рим захватили вестготы, полностью разорившие некрополь и развеявшие прах императоров по ветру. На самом деле, еще император Аврелиан, правивший с 270 по 275 год, превратил здание усыпальницы в один из бастионов оборонительных стен, что по его приказу начали возводить вокруг Вечного города.

Собственно, папы, окончательно обосновавшиеся в Замке позже, просто продолжили использовать сооружение в оборонительных целях: там они укрывались от норманов, сарацинов и ландскнехтов. С Ватиканом замок был соединен пассето – укрепленным коридором, по которому понтифики попадали внутрь крепости. Некоторые комнаты бывшего мавзолея, само собой, переоборудовали в темницы, ибо, если внутрь сооружения попасть сложно, то и выбраться из него – практически невозможно. Действительно, за долгую историю замка сбежать из него сумел лишь один узник – скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини.

Кстати, после побега из тюрьмы Замка Святого Ангела он стал местной знаменитостью, а его бизнес, что называется, взлетел: украшения, созданные Челлини, начали продаваться по космическим ценам. К слову, камеры в замке были, как сейчас принято говорить, разных категорий. Обычные комнаты (из такой и бежал ювелир) и жуткие клетушки, находившиеся внутри вентиляционных труб. Самым же известным местным узником был, разумеется, Джордано Бруно, печальная судьба которого общеизвестна. Он томился в Замке Святого Ангела 6 месяцев.

ПАПСКИЙ ДВОРЕЦ

Был ли Замок официальной резиденцией пап? Да, но после Александра VI Борджиа, понтифики селились в его покоях неохотно. Говорили, что не пристало им жить там, где в прошлом царил разврат: можно подумать, сами они праведниками были! Тем не менее, как к личности папы Борджиа не относись, но именно он привел Замок Святого Ангела в приличный вид. Приказал расписать его стены и потолки, провести капитальный ремонт в папских апартаментах, обустроить двор для театральных представлений, а заодно оборудовать место для пыток и казней, там же во дворе.

Словом, к концу XV века крепость выглядела уже прилично, почти как сегодня. Столь трепетное отношения к Замку Святого Ангела со стороны папы Борджиа объяснялось просто: понтифику и его многочисленному семейству смерти желали буквально все, где же еще они почувствовать себя хотя бы в относительной безопасности? Да, и Ватикан с Собором Святого Петра то время еще строились, хотя богусложения там уже проводились.

О СТАТУИ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА НА КРЫШЕ ЗАМКА

Легенда гласит, что первым на вершине крепости архангела Михаила, вкладывающего меч в ножны, увидел папа римский Григорий Великий. И была эта не статуя вовсе, а знамение, означающее – эпидемии моровой чумы, что бушевала в Риме в 590 году, пришел конец. Так замок и получил свое нынешнее имя, а на его вершине появился первый ангел, сделанный из дерева. Затем его заменили на мраморное изваяние, которое было разрушено в 1379 году во время очередной осады крепости.

Но папы – люди упорные, они не сдались и в 1453 году снова установили на вершине замка статую ангела. Опять мраморную, но оснащенную бронзовыми крыльями. Простояла новая скульптура по историческим меркам совсем недолго. В 1497 году в замок попала молния, взорвавшая пороховой запас, и ангел пал жертвой стихии. В данном происшествии можно было усмотреть дурной знак, и его усмотрели! Ведь престол святого Петра в то время занимал злодей-прелюбодей папа Борджия, словом, и без того низкие рейтинги понтифика после описанной выше досадной истории окончательно ушли в страшный минус.

Новый ангел на крыше замка стал уже бронзовым, причем металл дополнительно позолотили, но и эта скульптура просуществовала недолго. В 1527 году ее расплавили дабы получить металл для пушек. Как говорится, все для победы. Затем папы решили вернуться к первоначальному плану и установили на крыше замка мраморного ангела с бронзовыми крыльями. Статую создал скульптор Рафаэль де Монтелупо, и его Михаил был лишь одним из целого выводка ему подобных: по приказу папы Павла III Рафаэль изготовил 14 ангелов для замка, которые в XVII веке были заменены на скульптуры авторства Бернини.

Ангел авторства Рафаэль де Монтелупо, что теперь стоит во дворе Замка

Впрочем, судьба к пятому ангела оказалась милостива. Его просто перенесли во двор крепости, где он и стоит до сих пор. И лишь в середине XVIII века на крыше Замка Святого Ангела появилось красивейшее бронзовое изваяние авторства Питера Антон фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) – скульптора, родом из города Гент (Фландрия), который с 1731 года работал в Риме. Причина, по которой старую статую решили заменить на новую – проста и банальна: наружные повреждения скульптуры.

Известно, что оплату за свои труды Питер получил уже в 1748 году, но бронзовый архангел Михаил увенчал крышу крепости лишь в 1753-м. К слову, Питер Антон фон Вершаффельт свое творение на вершине Замка Святого Ангела так и не увидел. В 1752 году он перебрался из Рима в Лондон, где получил должность придворного скульптора.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]