20 главных храмов Казани
Казань – это город, в котором удивительным образом переплелись традиции Востока и Запада. На протяжении нескольких столетий после завоевания Казани Иваном Грозным в 1552 году на территории этого города мирно сосуществовали православие и ислам. Мечети стоят на одних улицах с православными храмами, а жители Казани с одинаковым почтением относятся ко всем религиям.
Главные православные храмы столицы Татарстана располагаются в историческом центре города. В первую очередь, это Благовещенский собор, построенный в XVI веке и долгое время бывший кафедральным собором Казанской епархии. Другим уникальным памятником архитектуры и ярким образцом русского барокко является красочный Петропавловский собор. В настоящее время в городе не только активно реставрируются старые храмы с многовековой историей, но и ведется строительство новых.
Действующие церкви и соборы Казани
Список самых известных и популярных храмов города.
Благовещенский собор Казанского кремля
В 1552 году по приказу Ивана Грозного был построен деревянный храм, а уже спустя 9 лет началось строительство каменного собора под руководством известных зодчих Бармы и Постника. На протяжении веков храм многократно перестраивался, пережил 8 пожаров. В XX веке собор удалось сохранить благодаря тому, что его передали Госархиву, но многое было разграблено. Некоторые уцелевшие иконы и предметы из ризницы собора стали музейными экспонатами. Комплексная реставрация проводилась в 1995-2005 годах.
Адрес: г. Казань, Кремль, стр. 2
Никольский кафедральный собор
Архитектурно-храмовый комплекс из двух церквей, часовни, «падающей» колокольни и нескольких церковно-административных зданий является одной из главных достопримечательностей Казани. Первый деревянный храм на месте нынешнего Никольского собора был построен еще в 1565 году, на его месте в конце XVII века возвели Николо-Низскую и Покровскую церкви. С 1930 года собор был закрыт, а в 1946-м году вновь открыт уже в статусе кафедрального.
Адрес: г. Казань, ул. Баумана, 5
Богоявленский собор
Каменный храм во имя Богоявления Господня вместе с другими зданиями архитектурного комплекса был построен в конце первой половины XVIII века на средства казанских купцов-меценатов. В 1873 году в Богоявленском соборе крестили Ф. Шаляпина. В 1935-м году собор закрыли, а затем стали использовать как склад, в колокольне устроили торговые павильоны и мастерскую. В 1996-1997 годах храм был возвращен верующим. На колокольне, высота которой составляет около 74 метров, в 2016 году была открыта смотровая площадка.
Адрес: г. Казань, ул. Баумана, 78, корпус 1
Петропавловский собор
Великолепный образец регионального зодчества, построенный в 1726 году в стиле петровского барокко, стал одним из символов Казани. В XVIII-XIX веках храм много раз горел, постепенно разрушался и ветшал, поэтому в конце XIX века была проведена серьезная реконструкция, благодаря которой удалось сохранить первоначальный облик собора до наших дней. Храм действовал до 1939 года, после закрытия получил статус охраняемого памятника архитектуры, позднее там размещался планетарий. В 1989 году храм вернули верующим. До наших дней сохранился семиярусный иконостас.
Адрес: г. Казань, ул. Мусы Джалиля, 21
Церковь Святой великомученицы Параскевы Пятницы
Храм ведет свою историю с деревянного храма Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы, построенного в 1566 году. Через 13 лет он сгорел, а каменная Пятницкая церковь на его месте была заложена только в 1726 году. Она также много раз горела и перестраивалась. В 1923-1937 годах храм принадлежал «обновленцам», затем был превращен в тюрьму, где исполнялись смертные приговоры. Тела убитых закапывали прямо на территории церкви. Храм и снесенную в 50-е годы колокольню восстановили в конце 90-х годов.
Адрес: г. Казань, ул. Большая Красная, 1, корп. 2
Храм святой великомученицы Варвары
Варваринский храм был построен в конце XVIII века, однако в начале XX века его разобрали и построили на его месте новый храм в русском стиле. В нем бывали многие известные писатели – Н. Г. Чернышевский, А. Н. Радищев, В. Г. Короленко. Здесь крестили поэта Н. Заболоцкого, а на клиросе храма пел Ф. Шаляпин. В 30-е годы XX века церковь закрыли и устроили в ней сначала клуб работников трамвайного парка, затем мастерские и кафедру института. Храм был возвращен верующим в 1994 году и отреставрирован в 2000 году.
Адрес: г. Казань, ул. Карла Маркса, 67
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
Тихвинский храм был построен во второй половине XVII века и долгое время был всего лишь обычным приходским храмом. Его возвышение началось в 1844 году после того, как находившаяся в храме Тихвинская икона Божией Матери была прославлена как чудотворная. К храму потянулись паломники. На собранные средства храм удалось дважды капитально отремонтировать и расширить. В советские годы храм был разорен. С 1990-х годах отдан кряшенской общине.
Адрес: г. Казань, ул. Михаила Худякова, 4
Крестовоздвиженская церковь
Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был устроен в купольном этаже Крестовоздвиженского корпуса Казанского Богородицкого монастыря. В 1929 году церковь решено было закрыть, а имущество ликвидировать. Долгое время, вплоть до 2005 года, в здании размещался пединститут. В 90-х годах началось постепенное возрождение обители. В 2004 году Крестовоздвиженскую церковь передали обновленному монастырю.
Адрес: г. Казань, ул. Большая Красная, 5
Храм Серафима Саровского
Строительство храма началось в 2000 году на средства прихожан и спонсоров. Открытие и освящение храма состоялось в январе 2006 года. Рядом с храмом прп. Серафима Саровского возведена церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление» и несколько церковно-административных зданий. Все они представляют собой единый комплекс, построенный по проекту казанского архитектора А. А. Спориуса, которому удалось соединить традиционность и многофункциональность.
Адрес: г. Казань, ул. Сафиуллина, 7
Церковь святой великомученицы Евдокии
Имя св. Евдокии Идиопольской носит боковой придел храма. Сам он освящен в честь Спаса Нерукотворного, однако с момента постройки в 1735 году храм называют Евдокиевским. Предполагается, что он был построен на деньги, пожертвованные Евдокии Михляевой. Храм представляет собой образец русского барокко. В 1930-е годы храм закрыли и превратили в тюрьму. Возвращение полуразрушенного храма верующим произошло в 1998 году, после чего были проведены реставрационные работы.
Адрес: г. Казань, ул. Федосеевская, 46
Храм Сошествия Святого духа
Двухпрестольный храм был построен в Суконной слободе Казани в 1731-35 годах на средства Евдокии Михляевой, чей муж владел суконной мануфактурой. В XIX веке церковь несколько раз перестраивалась. До революции Святодуховский храм имел самый многочисленный приход в Казани – до 4 тысяч человек. В 1931 году храм закрыли и приспособили под клуб, позднее на втором этаже был кукольный театр, а на первом – квартиры. Реконструкция храма проводилась в 2012-2015 годах, после чего он был передан Казанской епархии.
Адрес: г. Казань, ул. Туфана Миннуллина, 21
Молодежный Храм Сергия Радонежского
При освящении храма в 2015 году митрополит Казанский и Татарстанский Феофан нарек храм молодежным, поскольку именно там планировалось открыть вторую в городе площадку молодежного православного клуба «Азбука». Храм введет свою историю с 1850 года, когда в здании богадельни, построенной на средства купца В. М. Ложкина, была обустроена домовая церковь. В конце XIX века храм перевели в новый пристроенный корпус. В 1918 году храм был закрыт, а богадельня стала домом престарелых. Реставрация началась в 2014 году.
Адрес: г. Казань, ул. Краснококшайская, 101
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Пятиглавый кирпичный храм в псевдорусском стиле был построен в 1906-1909 годах путем полной реконструкции молитвенного дома старообрядцев-белокриничников. В 20-е годы XX века святыни храма и церковная утварь были изъяты, а сам храм закрыт. После восстановления в 1997 года Казанско-Вятской епархии РПСЦ началась реставрация Покровского храма, которая длится до сих пор. Предполагается, что после восстановления храму будет присвоен статус кафедрального собора.
Адрес: г. Казань, ул. Старая, 17
Храм Александра Невского
Невероятно красивый и необычный в архитектурном плане храм был воздвигнут в микрорайоне Азино в 2015 году, хотя закладка первого камня состоялась еще в 2007 году. Толщина храмовых стен составляет 1,85 метра, а потолок сделан в виде классических сводов без перекрытий, как в древнерусских храмах. Строительство храма велось на частные пожертвования. Храм может вместить около 800 человек. При храме создано приходское общество «Трезвение».
Адрес: г. Казань, ул. Академика Сахарова, 16 Б
Храм святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Храм строился в 2005-2007 годах. на средства генерального директора ЗАО «Банк Заречье» Н. В. Девятых. Освящение храма состоялось 29 сентября 2007 года. Его провел архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. Двуглавый шатровый храм с колокольней стал украшением Кировского района. При храме работает воскресная школа, издается приходская газета.
Адрес: г. Казань, ул. Окольная, 1 Б
Собор Успения Пресвятой Богородицы
В середине XVI века на территории Зилантова монастыря было построено два деревянных храма – Успения Божией Матери и Всех Святых. Каменный Всехсвятский храм был воздвигнут лишь в конце XVII века. В течение XIX века он многократно перестраивался, а в 1898 году его полностью разобрали и возвели по новому проекту. Именно в таком виде в 1998 году после десятилетий запустения и был восстановлен Всехсвятский храм, только освятили его уже в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Адрес: г. Казань, ул. Московская, 3
Архиерейское подворье Кирилла Казанского
Храм на территории Ново-Савиновского района Казани был заложен в 2009 году и освящен в сентябре 2012 года. Строительство финансировалось частными благотворителями, основные средства были выделены «Банком Заречье» и Казанским вертолетным заводом. Подворье включает в себя кирпичный храм во имя свмч. Кирилла и вместительное административно-церковное здание, в котором размещается воскресная школа, библиотека, актовый зал. Расписывали храм художники из Сергиева Посада.
Адрес: г. Казань, ул. Чистопольская, 30
Владимирская церковь
Надвратная церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира была построена в 1690 году в стиле московского барокко. Позднейшие перестройки сильно изменили облик храма. В 1918 году Кизический монастырь был закрыт и разорен. В 1930-е годы многие строения были разрушены, в оставшихся расположились склады и гаражи. Восстановление монастыря началось в 2001 году. Наряду с другими строениями обители, Владимирский храм был отреставрирован и возвращен Казанской епархии. Освящение состоялось в 2010 году.
Адрес: г. Казань, ул. Декабристов, 98
Храм святителя Варсонофия Казанского
Небольшой одноглавый храм был возведен в 1901 году на территории больницы для слепых. Деньги на строительство пожертвовала Л. А. Кауль в память о своем муже, известном казанском меценате И. И. Алафузове на средства, которые перешли к ней по наследству. Церковь построена по проекту московского архитектора К. М. Быховского и стилизована под древнерусскую архитектуру. В 1918 году храм был закрыт, а все иконы и утварь утрачены. Вторая жизнь храма началась в 2010 году.
Адрес: г. Казань, ул. Толстого, 4/47
Храм Сергия Радонежского
Приход нового храма был образован по инициативе православной общины Кировского района в 1999 году. Под строительство был выделен участок с домом XIX века. В 2003 году дом переделали под храм. Примерно в это же время, в 2003-2004 годах, разработали и утвердили проект нового храма. Деньги на строительство пожертвовала гендиректор «Банка Заречье» Н. В. Девятых, благодаря которой в Казани появилось свыше двух десятков новых храмов. Храм был открыт и освящен в честь прп. Сергия Радонежского в 2009 году.
Религиозные достопримечательности Бонна – храмы, соборы и мечети
Маленький старинный городок Бонн имеет многовековую историю и расположен в западной части Германии на реке Рейн. Этот уютный средневековый город известен, как родина Бетховена и бывшая столица ФРГ. Но заслуживают особого внимания храмы, соборы и мечети в Бонне, возведение которых осуществлялось в разные периоды 2000-летней истории города. Некоторые из церквей построены на местах, которые издавна считаются священными.
Храмы и соборы в Бонне
Для Бонна, как и для любого немецкого города, в период Средневековья храмы были неотъемлемой, важной частью жизни. Сегодня они стали еще и главными достопримечательностями и памятниками архитектуры.
Старинный монастырь-базилика Святого Мартина
Известный монастырь-базилика Святого Мартина находится на Мюнстерской площади (Münsterplatz). Предполагается, что более 2000 лет назад на месте храма существовала более древняя римская святыня (в 1910 году в алтаре храма был найден замурованный камень, посвященный богине Диане).
Базилика была возведена на месте захоронения двух казненных (примерно в 235 году) римских легионеров, христианских мучеников Кассия и Флорентия — покровителей города, почитаемых как святых.
Как одна из самых древних базилик Германии она неоднократно перестраивалась: в VI-VII веках был расширен мемориальный зал, в 1050 году была полностью разрушена и только в XIII веке обрела свой современный вид. В этот же период стала символом города и изображается на гербе Бонна.
До 2009 года базилика Святого Мартина действовала в качестве религиозного центра для верующего населения, а позже здание передали бенедиктинцам и храм вновь стал монастырем.
Ценителям средневековой архитектуры будет интересен необычный стиль здания базилики с элементами романского стиля, готики и барокко. Само строение имеет пять башен разной высоты и формы.
Трехуровневая апсида с высоким фронтоном и небольшой галереей, обрамленная двумя стройными башнями, в дальнейшем стала образцом церковного строительства во всей Рейнской области.
В соборе вы можете увидеть выполненную из бронзы статую основательницы храма святой Елены, датированную XVII веком. Еще Боннская базилика известна тем, что там проходили коронации многих королей, в том числе короля Германии Карла IV (1346 год).
На сегодняшний день собор Святых Кассиана и Флоренсиуса хранит такие ценные артефакты, как старинный алтарь, необычные витражи, прекрасные скульптурные композиции и украшения из дерева, превосходный орган. Стоит обратить внимание на уникальный крест из прозрачного материала, размещенный над алтарем. Он переливается цветами старинной мозаики, расположенной позади него.
Несмотря на то, что панорама Бонна с веками изменилась, монастырь-базилика Святого Мартина сохранила свой первозданный и старинный вид.
Первый православный храм в Бонне – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Начиная с 1964 года русскоязычная православная община Бонна арендовала небольшую комнату у Церкви евангелистов. Сейчас же, спустя несколько десятилетий, меценат выкупил у евангелистов храм Святой Елены и передал его Русской православной церкви Московского патриархата.
21 октября 2017 года состоялось значимое событие в религиозном мире Бонна и во всей Западной Германии в целом – открылся первый в истории этого города православный храм Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день произошло освящение храма в честь Святой равноапостольной царицы Елены.
Посетили торжественное мероприятие несколько сотен человек. Было объявлено, что службы в храмах будут проходить на двух языках – русском и немецком.
Православная церковь в Бонне имеет свои святыни: часть мощей Святой равноапостольной царицы Елены и часть мощей Святителя Николая Чудотворца.
Двойная церковь в восточном пригороде Бонна
Старинная и необычная церковь под названием Doppelkirche Schwarzrheindorf или «двойная церковь», которую вы можете посетить во время прогулки по набережной Рейна, была построена в 1151 году династией Каролингов. Находится храм в самом старом районе Бонна – Шванцендорфе.
Церковь представляет собой два здания, крестообразно соединенных между собой. В середине находится высокая башня с остроконечным куполом. Название Doppel, что означает «двойной», церковь получила из-за двух уровней. Один посвящен Деве Марии, а второй – папе Клименту Первому.
Еще здесь находятся два алтаря: к верхнему допускалась только знать и лучшие люди города, а уже на нижний уровень приходили с молитвой простые люди Бонна.
Интересной особенностью храма является галерея с колоннами, что не очень характерно для церкви. На внутренних стенах можно увидеть подлинные средневековые фрески, интересные росписи на евангельские темы. Doppelkirche Schwarzrheindorf сохранила наиболее полную коллекцию романских фресок по всей Германии.
И хотя «двойная церковь» пережила множество реставраций, ей удалось сберечь свой уникальный средневековый вид.
Церковь имени Иисуса
Небольшой, но красивый храм, расположен в оживленном месте недалеко от дома-музея Бетховена. Построена церковь была в 1686-1717 годах для ордена иезуитов по приказу кельнского курфюрста и архиепископа Максимилиана Генриха Баварского.
Здание храма построено в архитектурном стиле так называемого иезуитского барокко. Для этого направления характерно неожиданное соединение барочных форм с романскими и готическими элементами.
Церковь имеет две башни с двойными романскими окнами, а главное здание украшено стрельчатыми готическими окнами. Форма куполов башни характерна скорее для архитектуры французского барокко.
Что касается внутреннего убранства Церкви имени Иисуса, то его большая часть была уничтожена в годы французской оккупации (1794-1800), а сам храм был солдатской казармой и конюшней.
До нашего времени сохранились лишь хоры и кафедра (1698), коронованная фигурой архангела Михаила, побеждающего дракона. Белый с золотом алтарь (1755) украшает барочная картина XVIII века, изображающая Святое семейство.
В 1774 году после ухода иезуитов церковь пустовала. В период с 1877 по 1934 годы была приходским храмом старокатолической общины Бонна. С 1934 служила католической Университетской церковью.
Сегодня храм находится в собственности земли Северный Рейн-Вестфалия и принадлежит римско-католической церковной общине.
Главный кафедральный собор в Бонне
Кафедральный собор (Bonner Münster), выполненный в романском и готическом стилях, является исторической памяткой архитектуры. В 1956 году Боннский кафедральный собор получил почетный титул Папской малой базилики.
Этот внушительный средневековый католический храм построен на земле, которая уже 2000 лет считается святой: изначально здесь был римский храм, потом католическая, а впоследствии христианская церковь.
Как гласит легенда, собор был заложен на месте мученической смерти римских легионеров – Кассия и Флорентия. Они были подданными Римского императора Максимиана Геркулия, но не подчинились его приказу казнить христиан, а остались верными христианству.
В IV веке святая Елена – мать императора Константина, построила над местом захоронения христианских мучеников мемориальную гробницу.
А через 300 лет это помещение расширили, и в 1050 году началось строительство нынешнего кафедрального собора. Возведение храма длилось около трех столетий. И хотя собор был сильно разрушен во время Второй мировой войны, свою средневековую красоту он сохранил до сегодняшнего дня.
Здание украшено пятью башнями, каждая из которых увенчана шпилем. Если обратите внимание на юго-западный угол церкви, то увидите дверь, которая ведет в скрытую галерею, построенную в XII веке. Под ее сводами изображены лошади, львы и драконы, а в самом центре расположен удивительный фонтан.
Внутреннее убранство храма поражает великолепием и богатством. Здесь вы можете увидеть такие творения средневековых мастеров:
- купель XII века с изображением Ноева ковчега;
- скульптуры ангела и дьявола XIII века на восточном крыле;
- фреску XV века, изображающую трех волхвов;
- алтарь XI века над часовней.
Боннский кафедральный собор поистине шедевр позднего романского искусства со времен династии Гогенштауфенов (1138-1254 гг.).
Снаружи около Боннского собора лежат огромные каменные головы Кассия и Флорентия, выполненные скульптором Искандером Йедилером в 2002 году.
Существует еще подземное помещение, в котором есть могила мучеников. Туда возможно попасть только 1 раз в год — 10 октября, в день чествования святых.
Ежегодно на территории кафедрального собора проводятся концерты и экскурсии на немецком языке, так называемое Боннское лето.
Древняя историческая ценность – капелла Святой Елены
Капелла святой Елены на улице Am Hof в центре Старого города привлекает внимание туристов: эта историческая ценность уникальна в своем роде, так как является единственной сохранившейся до наших дней романской домашней капеллой в Рейнской области.
Основал капеллу пастор монастыря святого Кассия Герхард фон Аре в 1160 году. А имя Святой Елены было присвоено церкви в знак уважения к царице Елене – матери императора Константина.
Здание капеллы – это квадратный храм с крестовым сводом и полукруглой апсидой. Свет проникает внутрь сквозь три полуциркульных окна.
Пол выложен каменными плитами XII века. Своды храма украшены удивительными фресками XIII-XV веков, которые были восстановлены во время реставрации капеллы в 1960-е годы.
После секуляризации (изъятие из церковного ведения и передача гражданскому ведению) капеллы в 1803 году церковное здание перешло в частную собственность. Начиная с 1905 года церковь принадлежит городу.
Церковь Святой Марии
Церковь Святой Марии (St. Mariаkirche) расположена в северной части Бонна. Ее шпиль с тремя бронзовыми колоколами вы можете увидеть из центра города.
Началось строительство храма в 1887 году. На сегодняшний день внешний вид здания представляет собой превосходный образец неоготического архитектурного стиля.
Длина церкви составляет всего 80 метров, ширина 20 метров, а все здание выполнено из светлого кирпича.
Красивый алтарь-складень, как и боковые алтари, купель и кафедра относятся к периоду начала строительства церкви.
В 1892 году над входом в церковь был установлен большой орган, который получил название “Королева”. С 2010 года в правой части церкви установили маленький орган, названный “Принцессой”.
Церковь Святой Лестницы Кройцберг
“Святая лестница” церкви Кройцберг (Kreuzberg Bonn, Heilige Stiege auf dem Bonner Kreuzberg) была создана по образцу лестницы дворца Понтия Пилата в Иерусалиме. Согласно библейской трактовке, по этой лестнице Иисус поднимался, чтобы предстать перед судом Понтия Пилата.
Строительство церкви началось в 1627-1628 годах по приказу архиепископа и курфюрста Фердинанда. В 1689 году церковь была разграблена.
А в 1746 году у курфюрста Клементия Августа (Clemens August) при реставрации храма возникла идея создания там Святой Лестницы (Heilige Stiege).
Но построена она была Бальтазаром Нейманом (Balthasar Neumann) ближе к 1751 году. В то время такие священные лестницы были очень распространены, особенно в Баварии.
Впечатляющая Святая Лестница на сегодняшний день пользуется известностью как одно из самых изящных творений в стиле барокко во всей Рейнской области.
Храм принадлежал сервитам (монашеский орден служителей Девы Марии католической церкви) до эпохи наполеоновских гонений на монастыри, а после 1802 года здание превратили в паб. В 1855 году церковь присвоили иезуиты, а в 1889 году – францисканцы.
Стоит обратить внимание на скульптурную группу над входом: изображена известная библейская сцена, когда Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима с балкона своего дворца, восклицая: Ecce Homo (“Се Человек!”).
Церковь Святой Лестницы Кройцберг и сейчас остается местом паломничества, где каждый год в Страстную пятницу и Великую субботу верующие на коленях поднимаются по лестнице (28 ступеней) к кресту с распятием в часовне. Маленькие латунные кресты на второй, одиннадцатой и двенадцатой ступеньках символизируют капли крови Христовой.
Церковь Святой Елизаветы в Бонне
Действующая приходская римско-католическая церковь Katholische Pfarrkirche St. Elisabeth названа в честь Елизаветы Венгерской. Эта церковь сравнительно молодая, так как построена в 1908 году на 2200 прихожан по проекту архитектора Людвига Беккера.
Храм привлекателен как видом снаружи, так и превосходным классическим внутренним убранством: витражи, барельефы, сводчатый расписной потолок, люстры.
В оформлении интерьеров были задействованы местные художники, а также Георг Буш (Georg Busch, немецкий скульптор) и Маттеус Шистл (Matthias Schiestl, немецкий художник и график, в 1905 году совершил учебное путешествие на Святую Землю и в Египет) вместе со своим братом Генрихом (Heinrich Schiestl).
В церкви есть орган, который был построен в период 1910-1913 годов Йоганнесом Клайсом (Johannes Klais) в немецком романтическом стиле.
В 1990 году орган был восстановлен, а в 2002 году переоборудован с применением электропневматической системы. Для ценителей музыкального искусства в церкви Святой Елизаветы проводятся концерты классической, органной и церковной музыки.
Что интересно: этот храм не обозначен на туристических картах и расположен внутри тихого квартала по адресу Bernard-Custodis-Strasse, 1. Охраняется как памятник архитектуры.
Церковь Святой Кикилии
Еще один интересный древний приходской храм в боннском районе Oberkassel, примерно в 6 км к юго-востоку от исторического центра Бонна, – Церковь Святой Кикилии.
Первое упоминание об этой церкви датируется 1144 годом. Храм построен в романском стиле. Самая древняя и знаменитая ее часть – четырехэтажная романская колокольня, выполненная из бутового камня в 1200 году. Сейчас в колокольне висит 5 колоколов, а два из них считаются старейшими в Бонне (XV век).
В 1863-1865 годах к востоку от башни был сооружен новый центральный неф. Старая церковь, что находилась с западной стороны, была разрушена. А в 1910 годы к церкви был пристроен боковой неф. В 1955 году возведена большая ризница.
Стоит обратить внимание на витражи хора, созданные в 1884-1886 гг. художником Йозефом Махгаузеном. Один из них изображает святую Кикилию.
Мечети в Германии
Значительная религиозная мусульманская группа в Германии образовалась в 1960-х в связи с трудовой миграцией и волной политических беженцев. Поэтому возникла необходимость строительства мечетей. Стали формироваться первые мусульманские общины и исламские объединения, открываться религиозные центры. По приблизительным данным, в Германии проживают около четырех миллионов 300 тысяч мусульман, а это 5 процентов всего населения страны.
На сегодняшний день в Германии действует около 240 классических мечетей с куполом и минаретами, а молельных домов насчитывается более 2500 тысяч. Осенью 2008 года в Дуйсбурге открылась самая большая мечеть в Европе. В то же время строительство германских мечетей остается предметом острых дискуссий.
Al-Muhajirin Moschee – мечеть в Бонне
Для представителей мусульманской веры очень важно проводить молитвы в мечети, так как там молитва имеет большую силу. В Бонне, по адресу Bruehler Str. 28, 53119, расположена мечеть Аль-Мухаджирин. Официальный сайт.
Строительство Боннской мечети, начатое в 2011 году, на сегодняшний день завершено. Самое важное место в мечети – это молельная комната с ковровым покрытием, где вы не увидите стульев или скамеек. Мусульмане молятся только стоя на коленях. Но для пожилых или больных людей есть несколько стульев на краю молитвенной комнаты.
Мечеть Аль-Мухаджирин совместно с католическим приходом св. Томаса Мора, протестантской восточной церковью и добровольцами участвуют в благотворительном проекте «Обеденный оазис». Еженедельно для нуждающихся людей из северо-западного региона Бонна организовывается приют и питание за небольшую плату.
Финансируется проект исключительно за счет пожертвований в церквях и с помощью частного спонсорства.
Заключение
Если вы хотите отдохнуть от быстрого и шумного ритма жизни, то тихий и уютный Бонн именно для вас. А множество красивых храмов, церквей и мечетей, которые привлекают своей архитектурой, ценными реликвиями, волшебной музыкой органов и колоколов, помогут окунуться в мир религиозного таинства.
Коллекция религиозных сооружений народов мира
Во все века храмы для поклонений и богослужений отличались своим величием. Предлагаем вам посмотреть на самые красивые храмы мира. Религия занимает важнейшее место в жизни и истории человечества. Неудивительно, что религиозные памятники всегда отличались красотой и размахом. Храмы и церкви, мечети и соборы, часовни и синагоги – неважно, какую религию исповедуют в них – все они являются архитектурными достопримечательностями, интересными своей многовековой историей или современными идеями.
Действующий Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь, расположенный в Республике Мордовия, является памятником архитектуры XVIII века и святым местом.
Все, что необходимо знать об известном храмовом комплексе Понагар во Вьетнаме: история, архитектура и важная туристическая информация.
- Буддийские и индуистские храмы
- Вьетнам
Храмовая архитектура это всегда повод для удивления, а кызыльский Буддийский храм Цеченлинг — повод для погружения в Нирвану.
- Буддийские и индуистские храмы
- Россия
Ново-Голутвин Свято-Троицкий женский монастырь в Коломне расположен на территории Коломенского кремля и является объектом культурного наследия федерального значения.
- Монастыри
- Россия
Новоспасский монастырь в Москве – одно из самых старых в городе, его святыни чтят во всем мире, а уникальная архитектура впечатляет самобытностью.
- Монастыри
- Россия
Монастырь Балыклы – православная святыня Турции с древней историей. На территории действующей обители находится источник, обладающий целительной силой и чудотворная икона.
- Монастыри
- Турция
Софийский собор в Киеве уникален древними мозаиками и фресками интерьера, 19-купольный храм – жемчужина украинской столицы.
- Соборы
- Украина
Казанский собор в Петербурге – место, куда на поклонение чудотворной иконе Казанской Божьей Матери стекаются тысячи паломников.
Александровский мужской монастырь – одна из архитектурно-исторических достопримечательностей Владимиро-Суздальской земли.
- Монастыри
- Россия
Если вы находитесь в Баварии, то не стоит упускать возможности совершить паломничество в церковь Вискирхе, которая является ярким представителем баварского рококо.
- Храмы
- Германия
Главный собор Римской католической церкви – самое вместительное религиозное сооружение в христианском мире. Произведение многих выдающихся итальянских мастеров.
- Соборы
- Ватикан
Визит в Пюхтицкий женский монастырь. Желающие побывать в обители познакомятся с историческими моментами развития православной религии, с бытом монахинь.
- Монастыри
- Эстония
Истории церкви Санта-Мария-делле-Грацие и фрески да Винчи «Тайная вечеря», находится в самом центре Милана и представляет собой выдающееся архитектурное сооружение.
Церковь Святого Олафа или Олевисте — одно из старейших зданий Таллина. Главная ее особенность — высокий шпиль, который можно увидеть из любой точки города.
Сикстинская капелла Ватикана знаменита уникальными по красоте и производимому впечатлению фресками Микеланджело. Они изображают прошлое и будущее человечества.
Храм Истины в Паттайе заслуженно считается одним из наиболее популярных, впечатляющих сооружений в мире. Выполнен он из дерева и поражает размерами и красотой.
- Буддийские и индуистские храмы
- Таиланд
История храма Спаса на крови считается одной из судьбоносных для России. Поэтому архитекторы старались создать особый, исконно русский стиль, отличающийся от остальных.
Мечети мира
Тадж-Махал — мавзолей-мечеть в Агре, является одним из шедевров мировой архитектуры, находится на севере индийского штата Уттар-Прадеш.
Кааба – главная святыня ислама, созданная в виде кубической постройки и расположенная в Мекке. Согласно кораническим предписаниям, данный.
Голубая мечеть в Стамбуле, или мечеть султана Ахмета, – самое значительное религиозное сооружение города. Построенная в начале XVII века.
Сулеймание — архитектурный шедевр, который считают самой гармоничной, дивной и знаменитой мечетью Стамбула.
Соборная мечеть с поэтичным названием «Сердце Чечни» – грандиозный мусульманский храм, расположенный в Грозном – столице Чеченской.
Великий аль-Харам является крупнейшей мечетью исламского наследия. Она расположена в Мекке – центре паломничества мусульман всего мира.
Мечеть Аль-Акса — большой мусульманский храм в Иерусалиме и одна из наиболее почитаемых святынь ислама. Она стоит на Храмовой горе – самой.
Мечеть Кул Шариф, расположенная на территории Казанского кремля, в западной части этого музея-заповедника, является главной джума-мечетью.
Мечеть Мекка Масджид — одна из самых больших в мире и может принять одновременно 10 000 верующих. Женщинам вход воспрещен.
Мечеть Пророка — одна из самых почитаемых святынь ислама, расположенная в западной части Саудовской Аравии, в городе Медине. Масджид.
Мечеть Омейядов находится в Сирии. Это одна из самых величественных и старых храмовых построек в мире. Она также носит название Большой.
Мечеть Джумейра — одна из немногих мечетей в ОАЭ, куда можно попасть не исповедующим ислам туристам. Мечеть Джумейра украшают два минарета.
Мечеть Купол Скалы, или Куббат-ас-Сахра, – один из древнейших храмов ислама, построенный через полвека после смерти пророка Мухаммеда.
Голубая мечеть или Святыня Хазрат Али — мечеть в городе Мазари-Шариф, в Афганистане. Это одно из предполагаемых мест погребения последнего.
Соборная мечеть – одна из архитектурных достопримечательностей Северной столицы России. Величественное гранитное здание располагается в.
Дженне — мечеть, которая реставрируется каждый год. Город Дженне и его необычная мечеть находятся в стране Мали (Африка). Город.
Мечеть Булгар расположена в Ново-Савиновском районе Казани. Культовое сооружение строилось в 1991-1993 годах по поручению руководства.
Мечеть Марджани расположена в Казани, в Старо-Татарской слободе, между улицей Каюма Насыри и берегом озера Нижний Кабан. Строительство.
Мечеть Ортакёй расположена в Стамбуле, в районе Ортакёй рядом с Босфорским мостом. Ее официальное название – Большая мечеть Меджидие.
Мечеть Эйюпа — третья святыня мусульманского мира. Ее возвели по приказу Мехмеда Завоевателя в честь Эйюпа Ансари.
Байтул Мукаррам — национальная мечеть Бангладеш, расположенная в Дакке неподалеку от новостроенных городских кварталов. Мечеть по праву.
Мечеть шейха Зайда — одна из шести самых больших мечетей в мире. Расположена в Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов. Большая.
Джума-мечеть или Большая соборная мечеть в Герате — пятничная мечеть 1200-го года постройки, отличающаяся грандиозными размерами: 96X75.
Жемчужная мечеть — красивое религиозное сооружение из белого мрамора и алеппского стекла. Она находится в пакистанском городе Лахор внутри.
Мечеть Аль-Фатиха — одна из самых больших мечетей в мире; крупнейший храм Бахрейна. Мечеть Аль-Фатиха способна одновременно вместить в себе.
Мечеть Джингеребер — центральная мечеть города Тимбукту в Мали. Ее причудливый минарет, издали похожий на огромный муравейник.
Мечеть Имама Али – одна из наиболее значимых мечетей в исламском мире, расположенная в городе Эн-Наджаф на юге Ирака. Мечеть была построена.
Мечеть Коджатепе – самая большая в Анкаре; ее площадь – 4288 м². Мечеть находится в одноимённом районе к югу от исторического центра.
Мечеть Кутубия — самый ранний из минаретов эпохи Альмохадов, символ Марракеша и архитектурный эталон.
Мечеть Мескита — жемчужина испанского города Кордова, она до сих пор известная под своим арабским именем, несмотря на то, что в центр ее.
Мечеть имени Машхура Жусупа находится в центре Павлодара, неподалеку от парка Победы, на улице Каирбаева. Она носит имя высокообразованного.
Мечеть Сабанчи находится в городе Адане, на берегу реки Сейхан, и является крупнейшей в Турции. Закрытая площадь составляет 6600 м², а.
Мечеть Султана Кабуса — третья по величине мечеть в мире, главная действующая мечеть Маската, столицы Омана. Это одна из немногих.
Мечеть Султана Омара Али Сайфуддина — королевская мечеть, расположенная в Бандар-Сери-Бегаване, в столице Султаната Бруней. Мечеть.
Культовые сооружения: церкви, соборы, монастыри, мечети, синагоги
Культовые сооружения – это специально построенные здания для того, чтобы превозносить молитвы Богу. Такие помещения имеются во всех странах мира. Все они имеют внешние отличия как в архитектуре, так и во внутреннем убранстве. Зависит это от веры людей данного народа, от исторических и культурных особенностей страны. Но во всех культовых сооружениях проводятся ритуалы служения Богу, читаются молитвы, произносятся проповеди.
В разных странах относятся к сооружению таких зданий по-своему. Некоторые четко придерживаются традиций, а другие используют современные технологии и тенденции строительства. Много культовых сооружений являются старинными уникальными зданиями, которые относятся к культурному мировому наследию.
Поражает красота церквей, мечетей, соборов, буддистских храмов. Туристы со всего мира любуются древними монастырями и деревянными резными церквями Руси. Миллионы паломников совершают ежегодные походы через половину земного шара, чтобы приобщиться к Богу и помолиться в самых значимых для каждого вероисповедания сооружениях.
В статье рассмотрим несколько примечательных культовых сооружений, расположенных на территории Российской Федерации и других стран мира.
Казань
В Казанском Кремле на берегу могучей реки Волги располагается самая красивая и значимая мечеть Татарстана под названием Кул-Шариф. Многие приезжают в Казань полюбоваться такой достопримечательностью города. Хоть это и современная постройка (начались работы в 1996 году), но воссоздавалась она по чертежам и сохранившимся сведениям про легендарную мечеть, которая существовала в столице Казанского ханства еще в 16 столетии. Мечеть в Казани была разрушена в 1552 году во время штурма города войском Московского царя Ивана Грозного.
Воссозданный вновь храм получил название в честь последнего правителя, имама и начальника оборонительных действий столицы.
Мечеть в Казани состоит из здания с многочисленными минаретами, двумя павильонами по бокам храма, дворика в виде площади и рядом находящегося помещения хозяйственного назначения. Все сооружения объединены общей стилистикой и смотрятся комплексом. Здание отлично просматривается с набережной реки Казанки. На всех открытках города можно увидеть фотографии этого прекрасного сооружения. На службу приходят около 1,5 тыс. человек. На площади перед храмом помолиться и послушать службу смогут еще 10 000 мусульман.
Ангкор-Ват
Это не просто храм в Камбодже, это огромный комплекс, состоящий из красивейших сооружений. Его постройка относится еще к 12 столетию, когда страной правил король Сурьяварман II. Находится Ангкор-Ват недалеко от современного города Сиемреапа. Площадь храмового комплекса – 200 км 2 . Однако раскопки и свидетельства историков, изучающих Камбоджу, говорят, что ранее он мог достигать 3000 км 2 .
Принадлежал он городу с 500 тыс. жителей. Можно его назвать самым огромным поселением людей древности. Индуистский храм построен для прославления бога Вишну. Имеет форму горы Меру из мифов страны. Это гора, на которой обитали боги. Храмовый комплекс окружен стеной и большим рвом с водой. Центральное сооружение достигает 65 метров в высоту. С 15 века считается буддийским культовым сооружением.
Сейчас храм заброшен, хотя к нему ежегодно приезжают толпы туристов со всего мира и на флаге страны имеется его изображение.
Пагода Шведагон
Это священный буддийский храм, расположенный в Мьянме. Блеск 27 тонн золота, покрывающих пагоду, виден за много километров. В башне высотой 98 метров хранятся главные реликвии страны – части одежды, посоха и волосы Бога, которые спрятаны под камнем из золота.
Эти волосы имели по легенде необыкновенную силу. От них исходил необычайный блеск. Когда лучи попадали на тело человека, он исцелялся от болезней, а под ноги сыпался град драгоценных камней. На этом месте благодарные Богу жители воздвигли пагоду в форме золотой ступы.
Православные соборы
Собор – это особый храм, который относится к христианским культовым помещениям. Особый статус получают главные храмы страны, города, монастыря. Давайте рассмотрим соборный храм, расположенный на Красной площади столицы России. Это знаменитый собор Василия Блаженного.
Построен храм по личному указанию царя Ивана Грозного в 1561 году. Строился собор шесть лет. Заложение храма было посвящено победе над старым врагом Руси – Казанским ханством. Во-первых, было захвачено целое государство, а это случилось за всю историю Руси впервые, во-вторых, поход проводился и с религиозной целью (против неверных).
Соборное сооружение имеет уникальную конструкцию, автор которой доподлинно не известен. Десять куполов имеют разную структуру. Вокруг центрального здания располагаются церкви, которые символизируют все имеющиеся на период сражения праздники. Луковичные купола поражают воображение всех людей. Это символ Москвы и России вообще. Часто собор изображают на открытках достопримечательностей столицы.
Языческие святилища
Мнения историков о языческих верованиях восточных славян разделились. Одни считали, что молитвы приносили люди на поле, в лесу, на берегах рек, в общем, на природе. Другие убеждены, что все-таки существовали у древних славян и культовые постройки, которые были представлены вырезанными из дерева или камня изображениями богов. Эти идолы располагались в отдельно отведенном месте, и руководили службой жрецы.
Археологи часто находили вдалеке от жилища людей особые языческие культовые сооружения с ямой для жертвоприношений. Это были круглые капища, выложенные камнями и огороженные по кругу. В поселениях славян имелось длинное строение для общественных сборов, так вот, чаще всего капища находили возле таких домов.
Древние церкви Руси
Одной из самых известных деревянных церквей мира считается красивейшая постройка на острове Кижи. Подплывая по Онежскому озеру на лодках, кажется, что купола сверкают серебром. Это Церковь Преображения Господня. Построена жемчужина Карелии в 1714 году умельцами деревянного зодчества на том месте, где ранее сгорела в огне от молнии старая церквушка.
22 купола с “чешуйками” поднимаются на высоту 37 метров. Это сооружение используется для служб только летом. Зимой его не используют во избежание пожаров. Купола располагаются разными ярусами, что добавляет своеобразия храму, который собран умельцами без гвоздей. Только украшающие луковицы куполов “чешуйки” из деревянных резных дощечек прибиты небольшими гвоздями.
Синагоги
Самое старое еврейское культовое здание синагоги находится в столице Чехии – красивейшем городе Праге. Недалеко от центральной части города размещается еврейский квартал с кладбищем и, естественно, синагогой. Это молитвенный дом евреев, исповедующих иудаизм.
Построена она в готическом стиле в 1270 году. Это старейшее молельное помещение, к тому же активно действующее по сей день. Название у него интересное – Старо-новая. После того как церковь была построена в Йозефов (квартал в центре Праги), то ее называли Новой. Но в 16 веке начали строить еще еврейские молельные дома, так что эта стала называться по-другому – Старо-новой.
Турция превращает еще одну христианскую церковь в мечеть
Турция намерена превратить в мечеть очередной христианский объект, входящий в перечень стамбульских памятников Всемирного наследия. Вслед за собором Святой Софии статус музея может утратить Монастырь Хора — Церковь Христа Спасителя в Полях. В Анкаре его преобразование в мечеть объясняют отменой незаконного приказа. При этом решение Турции отчасти перекликается с «антизападным» вектором ее политики, поддержкой неоосманизма и потерей доверия населения со стороны властей.
В Турции заявили о планах превратить еще один важный для христиан объект на территории Стамбула в мечеть. На этот раз речь идет о Монастыре Хора, также известном как Церковь Христа Спасителя в Полях. Как передает греческий телеканал ERT, правительство Турции разместило соответствующий указ в своей официальной газете.
По информации СМИ, решение по церкви в Анкаре приняли еще в прошлом году и теперь собираются скрыть византийские фрески и мозаики на ее территории — так же, как и в соборе Святой Софии, ставшем мечетью по указу президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в июле.
В ERT отдельно отмечают, что Монастырь Хора является одним из объектов всемирного культурного наследия. Церковь в наибольшей степени сохранила свой первозданный вид после захвата Константинополя турками, на ее территории находятся «уникальные по своей красоте мозаики».
При этом профессор европейской политики в университете «Пантеон» Костас Лавдас в эфире телеканала заявил, что действия Анкары носят символических характер. По его мнению, оно вписывается в контекст ревизионистской стратегии Османской империи, которой придерживается турецкое руководство.
Если говорить об истории монастыря, то он был построен почти 1500 лет назад и является одним из старейших исторических памятников Стамбула. Как и Святая София, он стал мечетью после падения Константинополя в 1453 году: византийские фрески были замазаны штукатуркой, а в храмах начали проходить мусульманские богослужения. Однако по окончанию Второй мировой войны в 1945 году мечеть преобразовали в музей Карие, что нынешнее правительство Турции считает незаконным шагом.
Прецедент с Софией
Монастырь Хора стал уже вторым за это лето важным для христиан объектом, который турецкие власти решили преобразовать в мечеть. Первым стал собор Святой Софии, изменение статуса которого вызвало немало недовольства по всему миру. Главным критиком действий президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана стала Греция, что не удивительно из-за трепетного отношения руководства страны к православным объектам по всему миру. Константинополь, в целом, — больная тема для греков, в республике до сих пор используют именно это название города вместо Стамбула.
Греция попыталась надавить на Турцию при поддержке христианских организаций и ряда других государства, однако в Анкаре призвали не вмешиваться во внутренние дела страны. При этом Эрдоган по Святой Софии сделал важное обещание — доступ для туристов в собор сохранится, проход станет бесплатным, а все христианские фрески и мозаики будут скрываться лишь на время богослужений.
То есть турецкий лидер пообещал, что для людей и тех же христиан ничего не изменится, они так же смогут посещать Святую Софию, как и раньше, когда она официально пребывала в статусе музея. Однако на деле происходит несколько иначе, и обещания Эрдогана отчасти не выполняются.
Как заявил зампредседателя отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов, свободного доступа к христианским шедеврам на практике нет.
«Бесценные мозаики остаются закрытыми для обзора в течение всего дня. Женщины имеют ограниченный доступ в помещение храма, обращенного в мечеть, и из доступных им мест увидеть главные культурные достопримечательности древнего собора просто невозможно. Хоры с ценнейшими мозаичными изображениями закрыты для прохода», — написал Балашов в Facebook.
По-видимому, турецкое руководство готово и далее последовательно игнорировать чуждую его пониманию мировую ценность наследия покоренной Византии, демонстрировать человечеству презрительное равнодушие к христианским культурным ценностям, подчеркнул представитель РПЦ, это негативно скажется на межрелигиозных и межнациональных отношениях.
Преобразование Монастыря Хора в мечеть вслед за Святой Софией отчасти подтверждает опасения Балашова, так как статус церкви меняется без всяких вопросов. При этом Эрдоган продолжает утверждать, что Турция защищает объекты культурного наследия христианства. В пример турецкий лидер приводит монастырь Панагия Сумела в провинции Трабазон. Однако этот аргумент блекнет на фоне текущего положения дел вокруг Святой Софии, что, скорее всего, ожидает и Церковь Христа Спасителя в Полях.
Властные причины
Почему турецкие власти активизировались в этом направлении, неизвестно. Безусловно, вопрос статуса того или иного объекта на их территории — это внутренние дело республики, но зачем этот вопрос поднимается именно сейчас, дискутируется в экспертном сообществе.
Если рассматривать текущую ситуацию, то вариантов может быть несколько. Во-первых,
популярной является теория о намеренном курсе Анкары на ухудшение отношений с Западом.
Ситуация с христианскими церквями так или иначе бьет по Европе, в особенности по Греции. Учитывая, что Анкара и Афины в настоящее время активно противостоят друг другу из-за спорных разработок турецкой стороны на континентальном шельфе в Средиземном море — преобразование важных для греков объектов в мечеть может быть дополнительным уколом в сторону Греции.
Как писали СМИ, дело может быть в некой мести за задержку переговоров об интеграции Анкары в Евросоюз, но в последнее время турки сами не слишком активно продвигают эту тему.
Второй момент касается непосредственно Эрдогана и его приверженности так называемому неоосманизму.
Желание президента Турции оказывать влияние на государства, ранее входившие в Османскую империю, прослеживается во внешней политике страны.
В частности, это видно через серьезное вмешательство турецкой стороны в ливийский конфликт и продолжение оккупации греческого Кипра.
В данном случае курс на преобразование христианских храмов-музеев в мечети вполне оправдан, так как в этом статусе они находились в Османской империи. То есть изменения можно рассматривать как возвращение к истокам не только в территориальном плане, но и в духовном.
Последняя теория отчасти связана с предыдущей, она нередко всплывает в турецких СМИ и звучит следующим образом:
преобразование православных христианских объектов помогает президенту и его партии поднимать свой рейтинг.
Тут работает фактор сплочения населения через национальные настроения, учитывая, что имперские амбиции достаточно популярны среди турок. Да и сам Стамбул люди воспринимают в качестве символа превосходства Османской империи над Европой.
Рейтинги у Партии справедливости и развития (ПСР) Эрдогана действительно не лучшие. По июльскому исследованию MAK Consulting, ПСР набирает 30% рейтинга, что на 12% меньше их показателя на парламентских выборах 2018 года. При этом деятельность президента в стране поддерживают только 38% респондентов, что также не добавляет оптимизма.
Однако все это лишь возможные причины, официально власти Турции называют первоначальное преобразование Святой Софии и Монастыря Хора в музеи незаконным. То есть, вернув им статус мечетей, они лишь «исправляют несправедливость».
Зачем христианский собор Святой Софии превратили в мечеть, и Почему это важно для атеистов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле вновь станет мечетью. Место, имеющее столь важное религиозное значение как для христиан, так и для мусульман, существует уже пятнадцать веков. С 1934 года Святая София стала музеем и привлекала миллионы туристов каждый год. Теперь же Турция безоговорочно объявила, что собор станет мечетью и уже прошёл первый намаз. Почему это так важно, что об этом должны знать даже атеисты?
На днях в Турции суд разрешил сделать из собора Святой Софии мусульманскую мечеть. Собор имел статус музея последние 85 лет. Государственный совет Турции пришёл к выводу, что собор Святой Софии в его нынешнем статусе противоречит закону. Те, кто сделал Святую Софию музеем, сделали неправильно, нарушили закон. Правительство утверждает, что теперь они осуществляют своё суверенное право.
Статус музея Святая София приобрела благодаря первому президенту Турции, Кемалю Ататюрку в 1935 году.
Статус музея для византийского собора был установлен Кемалем Ататюрком, первым президентом Турецкой Республики. Построен храм был ещё императором Константином I в период с 324 по 337 год. Это была базилика для греческих православных христиан. Эта церковь сгорела во время восстания в 404 году. Восстановлено здание было императором Юстинианом в 6 веке. В 537 году строительство было закончено. На Рождество состоялась первая служба. В течение 9 столетий собор был резиденцией православного Константинопольского патриарха. Здесь проводились все главные религиозные церемонии. За это время храм дважды подвергался землетрясениям и его купол разрушался. Его восстанавливали и всё возвращалось на круги своя.
В 11 веке в Святой Софии произошло знаковое религиозное событие — Церковь разделилась на католическую и православную. Храм пережил множество стихийных бедствий, восстаний и войн. В начале 13 века собор захватили и разграбили крестоносцы. Храм смогли отреставрировать лишь к концу 13 века. Функция собора была в демонстрации могущества христианства и его зависимости от государства.
Конец христианской истории храма положил Мехмед Завоеватель, захватив его в 1453 году. Так собор Святой Софии начал свой путь от христианского храма к мечети. После падения Византии Святая София оказалась полностью утраченной для христианского мира. А ведь именно благодаря ей Киевская Русь стала православной. Дело в том, что когда послы князя Владимира прибыли в Константинополь, они были приглашены на богослужение в Великую церковь. Величие храма и его богатое убранство, а также сама церемония произвели на них столь глубокое впечатление, что по возвращении они убедили князя принять христианство.
Иисус Христос, а по обе стороны от него в медальонах находятся портреты Богородицы, архангела Михаила и императора Льва VI.
Впечатлиться было от чего. Собор Святой Софии — это классическая базилика с прямоугольным основанием. У неё два уровня – нижний этаж и галерея. Первый ярус был предназначен для представителей духовенства и императора, а также для прихожан-мужчин. Женщины должны были находиться наверху. В здании храма девять выходов. Главный — это знаменитые Императорские ворота. Расположены они с западной стороны. Легенда гласит, что созданы ворота из остатков Ноева ковчега. Их использовали только по большим праздникам, а проходить через них имели право лишь правители и патриархи.
Нынешнее решение суда вызвало значительные протесты. Многие расценили его, как попытку укрепить централизованную власть. Религиозные деятели и политики заявляют о том, что данное древнее сооружение — это часть мирового наследия. Оно принадлежит всему человечеству. Турция в ответ попросила «не указывать».
Это похоже на ещё один шаг к тому, чтобы светское государство превратилось в религиозное. У нынешнего президента хорошая поддержка в лице религиозных консерваторов и турецких националистов. А ведь это настоящая граница между Европой и Азией, Западом и Востоком. Подобно Эйфелевой башне в Париже или Парфенону в Афинах, собор Святой Софии является долговечным символом космополитического города. Теперь это изменится.
Собор Святой Софии является объектом Всемирного наследия с 1985 года, и ЮНЕСКО входит в число организаций, выступающих против решения превратить собор в мечеть. Стоит ли говорить о том, какое глубокое смятение это решение вызвало среди православных христиан?! Находящийся в Женеве Всемирный совет церквей, в состав которого входят протестантские и православные церкви, говорил о своём «горе и смятении».
Критика звучит с самых высоких уровней. Во время публичного выступления Папа сделал очень краткое импровизированное замечание, сказав: «Я думаю о Софии и мне очень больно». Эрдоган заявляет, что тем, кто боится изменения статуса храма, на самом деле страшиться нечего. «Двери Святой Софии будут широко открыты для местных жителей и иностранцев, мусульман и немусульман». Также правительство обещает, что христианские символы не будут удалены.
Собор Святой Софии открылся, как мечеть для молитвы 24 июля. За последние 1500 лет в этом культовом здании произошло слишком много драматических событий. Может это последнее? Или не столь уж драматичное? Не стоит забывать, что Бог всё-таки не обитает в строениях, а в сердцах.