Музей корабля Васа в Стокгольме – информация для туристов

Стокгольмский музей корабля «Васа»

Если будете в Стокгольме, обязательно посетите музей поднятого со дна средневекового корабля «Васа» (швед. Vasa).
Прочитав когда-то об этом корабле, затонувшем в 17-м веке, поднятом и превращенном в уникальный музей, я давно хотел его увидеть собственными глазами. И такой случай представился.

Из, наверное, десятка музеев Стокгольма, где я был, на меня лично самое большое впечатление произвел именно этот музей.

Сначала — несколько слов об этой истории, а потом фотографии, которые я сделал.

В отношении краткой истории корабля и истории его поднятия мне поможет «Википедия».

«Васа» — шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года. Свое название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Ваза. Будучи одним из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота, «Васа» должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в свой первый же выход из Стокгольмской гавани 10 августа 1628 года.

В 1961 году корабль был поднят, законсервирован, подвергнут реставрации и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. «Васа» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.

Подплываю к Стокгольму

У входа в музей.

Захожу в музей и испытываю легкое потрясение. Никогда не мог представить, что корабль начала 17-го века на самом деле был таким большим…

16 января 1625 года король Швеции Густав II Адольф подписал с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном контракт на постройку нового боевого корабля для шведского флота. По замыслу короля, новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблем из всех, имевшихся в распоряжении стран, располагавших выходом к Балтике. В том же году для постройки корабля было срублено около 16 гектаров дубового леса, то есть более тысячи деревьев.
Непосредственно работы по постройке корабля начались весной 1626 года близ Стокгольма. При этом деятельное участие в постройке «Васы» принимал сам король. В частности, он лично утверждал размеры и состав вооружения будущего флагмана своего флота. На постройке было занято более 400 человек. Тогда же для «Васы» начали отливать бронзовые пушки.
Уже при постройке «Васе» было присвоено звание «королевского корабля», что подчёркивало его особый статус. Корпус корабля богато украшался позолоченными и раскрашенными резными скульптурами. К созданию «Васы» были привлечены лучшие работники — плотники, пильщики, кузнецы, столяры, маляры… Новый корабль вызывал восхищение и гордость у жителей Стокгольма.
К началу 1628 года «Васа» был в целом готов. 16 января, ровно через три года после заключения контракта на постройку, король Густав II Адольф посетил верфь Блазиенхольмен, осмотрел корабль и остался им доволен. К лету 1628 года «Васа» был отбуксирован к королевскому дворцу и пришвартован там.
Летом 1628 года «Васа» стоял на швартовах напротив королевского дворца. Там на борт был принят балласт, а также пушки, порох и ядра для первого плавания.

К воскресению 10 августа всё было готово к плаванию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Целью первого плавания «Васы» была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма.

На фото — реконструкция историков: таким вышел в свое первое плавание «Васа».

В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Впрочем, для отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов «Васа» отсалютовал собравшимся бортовым залпом и отправился в свое первое плавание.

Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Васа» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.

Реконструкция гибели корабля.

На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках, — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с «Васой» погибло от 30 до 50 человек.

Только через две недели после трагедии новость о гибели «Васы» достигла короля Швеции Густава II Адольфа, который находился тогда в Пруссии. Король отослал в Стокгольм депешу, в которой предполагал, что причиной гибели корабля стали глупость и невежество, требовал провести следствие и наказать виновных. Следствие велось на высшем уровне, в Шведском Государственном совете.

В ходе следствия выдвигались разнообразные гипотезы относительно причин гибели корабля: алкогольное опьянение капитана, ненадежное закрепление пушек и т. д. Ни одна из этих версий не подтвердилась. В конце концов, следствием был сделан вывод: при проектировании корабля были допущены ошибки. Действительно, «Васа» имел слишком высоко расположенный центр тяжести и был слишком узок, хотя судостроители, тайно от короля, увеличили его ширину на 2,5 метра, его подводная часть по отношению к корпусу, рангоуту и артиллерии имела слишком малый вес. Это привело к неустойчивости корабля. Капитан корабля Сёфринг Ханссен сам отмечал это на следствии, однако в случае с «Васой» предпринять было нечего: взять большее количество балласта и тем повысить остойчивость корабля не позволяла его конструкция.

Никаких результатов не принесли и допросы кораблестроителей, под руководством которых строился «Васа». Основная сложность заключалась в том, что фактический строитель корабля Хенрик Хюбертссон умер за год до катастрофы. Ответственные за верфь, где был построен «Васа», судостроитель Хейн Якобссон и арендатор верфи Арент де Грот, поклялись в своей невиновности, указав, что корабль был построен по тем размерам, которые утвердил лично король Густав II Адольф. И на борту было то количество пушек, которое стояло в контракте.

Привлекать к следствию самого короля в Государственном совете не решились. В итоге никто не был признан виновным и никто не был осуждён за катастрофу.

В течение нескольких лет после гибели «Васы» предпринимались неоднократные попытки его подъёма. Основной причиной этих попыток была даже не ценность корабля как такового, а 64 дорогие бронзовые пушки, затонувшие вместе с ним.

Проекты подъёма корабля были довольно разнообразны, однако в большинстве своем нереализуемы — лишь некоторые из предложенных вариантов действительно имели какие-то шансы на успех. В частности, корабль пытались вытащить волоком по дну на остров Бекхольмен, от берегов которого до места катастрофы было не более ста метров (впоследствии, в середине XX века, когда «Васа» был поднят на поверхность, на нём было обнаружено свыше двух десятков якорей, которыми цепляли корабль). Однако успехом эта операция не увенчалась.

После того как попытки поднять корабль целиком ничего не дали, для подъёма пушек была снаряжена экспедиция водолазов под руководством шведа Альбректа фон Трейлебена. В их распоряжении имелся только водолазный колокол. Ситуация осложнялась тем, что корабль затонул неповреждённым. Чтобы поднять на поверхность одну пушку, водолаз должен был на дне, в полной темноте и холоде, в одиночку, используя только крюк и молот, снять весившее почти тонну орудие с лафета, вытащить его через пушечный порт и поднять на поверхность. Тем не менее, водолазы Трейлебена справились с этой сложнейшей работой — в течение 1664-1665 годов с «Васы» было поднято 53 пушки. Ещё одну подняли в 1683 году. На этом спуски на «Васу» в XVII веке были прекращены. Показательно, что в середине XX века водолазу, располагающему современным оборудованием для подводных работ и осветительными приборами, для подъёма на поверхность одной пушки потребовался целый день.

Копия водолазного колокола фон Трейлебена, использовавшегося при подъёме пушек с корабля «Васа» в 1664—1665 годах.

После подъёма пушек водолазы утратили к «Васе» всяческий интерес. Корабль был забыт, пропали и данные о его местоположении. Так продолжалось до середины XX века, когда историей «Васы» в частном порядке занялся 38-летний инженер Андерс Франсен. В то время он был одним из крупнейших в Швеции специалистов по военно-морской истории XVII—XVIII веков с упором на затонувшие корабли. При этом Франсен был уверен, что корабль хорошо сохранился. Этому должны были способствовать специфические условия Балтийского моря: из-за пониженной солёности воды в нём не водятся корабельные черви, в более солёных морях съедающие всё дерево. В течение длительного времени Франсен изучал старые карты и архивные данные, после чего, определив приблизительное положение корабля, начал поиски непосредственно в акватории Стокгольма. В распоряжении Франсена была лодка, якорь-кошка и сконструированный им лот-пробоотборник. В общей сложности исследования заняли более пяти лет, из которых последние два с половиной года ушли на методичное траление гавани Стокгольма. Позднее Франсен вспоминал: « В основном я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и дохлых кошек… »

25 августа 1956 года поиски наконец дали результат. Сброшенный на дно лот Франсена воткнулся во что-то твёрдое. Когда лот был поднят, стало видно, что в его трубке застрял кусок почерневшего дуба. Через несколько дней соратник Франсена водолаз Пер Эдвин Фельтинг спустился на дно в этом месте. На глубине около 32 метров он обнаружил хорошо сохранившийся деревянный борт корабля, на котором имелось два ряда пушечных портов. Таким образом, находка была подтверждена.

Корабль был поднят на поверхность 24 апреля 1961 года, а 16 августа 1990 года вокруг него на острове Юргорден был открыт музей, который сейчас является одним из самых посещаемых стокгольмских музеев.

А теперь пройдем по музею и внимательней познакомимся с кораблем. Вот перед нами корма.

Так корма выглядит сегодня.

А вот какой она была после спуска корабля на воду, 400 лет назад.

Я стою в самом низу у кормы.

А вот так выглядит корма, если подняться на 2-й этаж.

Ученые соскоблили остатки краски, сделали ее анализ и определили состав. Вот эти средства использовались как красители.

Соответственно вот как должны выглядеть покрашенные элементы.

На электроном панно можно увидеть, как выглядела корма «Васы» после его постройки. На наш взгляд, слишком ярко, но тогда была другая культура.

Поднимаюсь на второй этаж. Отсюда можно заглянуть в корабль.

Порт для пушки. Когда эти порты открывались, взгляду зрителя представала морда льва —символа Шведского королевства. Золотые, сверкающие на солнце морды львов должны были внушать противнику страх.

На носу — также фигура льва, приготовившегося к прыжку.

Вот так выглядела команда полностью укомплектованного корабля. Но в первый рейс вышли далеко не все.

Примерно так выглядела жизнь корабля, если бы мы увидели его в разрезе.

Реконструкция палубы для пушечной стрельбы. Пушки, как вы можете догадаться, естественно, подлинные.

Вместе с кораблем со дна были подняты останки моряков. По костям была произведена реконструкция членов экипажа, погибших при крушении.

Вот так выглядел один из них.

А вот так был одет моряк.

Уникальность музея в том, что здесь, под стеклом, представлены подлинные вещи моряков и все то, что находилось на корабле в момент гибели.

Этот чан, поднятый со дна, тогда, в день выхода с из порта, готовил в первый и последний раз обед. Его так и не отведали ни моряки, ни их близкие.

Деньги, найденные на корабле.

И для интересующихся — прориси этих монет.

О многом можно было бы рассказать, много и других интересных фотографий привести, впрочем, достаточно.

Закончу я свою подборку двумя фотографиями из магазинчика, работающего при музее. Здесь можно приобрести точные копии практически всех вещей, найденных на поднятом корабле.

Тренд современных западных музеев — точные копии выставленных вещей, которые можно купить. Это великолепная идея. В России такое пока почти не встречается, но в Европе давно поняли, что лучшим сувениром для посетителя музея является точная копия понравившейся ему вещицы из экспозиции музея.
В музее можно купить все, вплоть до пушки.

Музей Васа

Музей Васа — самая известная достопримечательность Стокгольма, в нем расположен единственный в мире сохранившийся парусник начала XVII века, который еще называли плавучим дворцом.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Не надо быть почитателем моря и всего морского, чтобы прийти в восторг от корабля-музея «Васа» (высота 50 м). Судно затонуло в 1628 г., а наверх было поднято в XX в. – причем почти в первозданном виде. В музее, самом популярном в Швеции, можно узнать не только об истории судостроения, но и о жизни и быте людей в XVII в.

Время работы:
нач. июня-авг. ежедн. 8.30-18.00;
в др. вр. 10.00-17.00, ср. до 20.00.

Центральный экспонат музея – поднятый из воды в 1957 г. и отреставрированный остов «Васы», крупнейшего военного корабля королевского флота того времени. Длина его – 62 м, ширина – 11,7 м, а высота – 52 м от верхушки мачты до киля. Он мог принять на борт до 300 солдат. Вместе с судном на поверхность подняли более 700 деревянных скульптур. Изображения львов, библейских и мифических персонажей, греческих богов, морских существ, а также останки тридцати человек, в том числе и женщин. Сохранились и шесть парусов – старейшие в мире сохранившиеся паруса. Ныне в корабле-музее «Васа» поддерживается постоянная температура и влажность, нет ярких источников света -чтобы судно сохранилось как можно дольше.

Над постройкой «Васы» (заказ короля Густава II Адольфа) в течение двух лет трудились четыреста человек. Украшали судно, прославляя шведскую монархию. В основном это работа немецких и голландских мастеров. Наиболее выдающиеся образцы украшают корму. Такелаж полностью был реконструирован по образцам XVII в. На борту «Васы» были установлены 64 пушки. Большая часть из них были четырехпудовыми и стреляли ядрами весом в 11 кг. В трюме были размещены 120 т балласта, но его оказалось недостаточно, чтобы удержать двухпалубное судно на плаву, – слишком тяжелы были пушки.

Представленные в музее модели «Васы» в разрезе дают представление о будничной жизни на корабле XVII в. Условия жизни капитана в довольно роскошной каюте диссонируют с условиями жизни простых матросов, которые спали на палубе и наверняка страдали от голода и цинги. На «Васе» были найдены ложки, тарелки, монеты и даже нарды.

Также в музее демонстрируется фильм о морских сражениях в XVII в. Рядом с «Васой» на якоре стоят еще два судна: первый шведский ледокол (1915) и брандер 1903 г. И есть целый этаж посвященный плаванию на парусниках и навигации XVII в.

История

Новому боевому кораблю «Васа» предстояло стать гордостью шведского военного флота и наводить ужас на врага. Со стапелей его спустили при всеобщем ликовании 10 августа 1628 г., но пройдя только 1500 м, он внезапно затонул. Что же произошло?

Новый флагман королевского флота был построен по личному распоряжению Густава II Адольфа Васы и в честь королевской династии получил гордое имя – «Васа» Сам король не смог почтить своим присутствием спуск корабля на воду: он находился с войсками в Польше. Прослышав, что его польский соперник строит аналогичное судно, Густав II Адольф велел увеличить число пушек на борту «Васы». Приказ был исполнен, что привело к смещению центра тяжести судна. Когда «Васа» вышел в открытую бухту, поднялся ветер, и он сильно накренился, через открытые пушечные порты хлынула вода, и корабль сразу же пошел ко дну, унося с собой жизни более тридцати человек.

Второе рождение

Первые попытки поднять судно были сделаны вскоре после катастрофы. Но с помощью специального колокола удалось поднять на поверхность только пушки – и это было удивительное техническое достижение времени. После этого интерес к «Васе» был утрачен. К счастью, корабельный червь не очень живуч в слабосоленых холодных водах Балтики. В середине XX в. подводный археолог-любитель Андерс Франзен занялся систематическими поисками корабля «Васа». Через три года удача улыбнулась ему, и инженер начал готовить подъем судна.

В 1957 г. – через 333 года после катастрофы – судно вновь увидело дневной свет в качестве центрального экспоната музея «Васа».

Музей «Васа»

Сегодня я расскажу об одном шведском музее, о музее «Васа» (швед. Vasa Museet). Признаться честно, по прибытии в Стокгольм у меня не было планов относительно этого места. Название музея вообще на слуху у туристов. Однако многие отбрасывают мысль о посещении, когда слышат два ключевых слова: «музей-корабль». «Кораблестроение интересно только мужчинам», — говорят многие представительницы прекрасного пола. «И действительно, что там может быть примечательного для человека, совсем не разбирающегося в корабельном деле? То ли дело привычные взору классические художественные или естественно-научные музеи», — подумала я. Но каково же было мое удивление, когда я услышала рассказ женщины, охотно делившейся своими яркими впечатлениями о походе в музей «Васа» с двумя другими барышнями. Недолго думая, я отправилась туда — решила не следовать сложившимся стереотипам, чего советую и вам.

«Васа» произвел на меня самые что ни на есть поразительные впечатления. Это один из самых запоминающихся музеев, в которых я была! Предлагаю вашему вниманию краткий обзор и некоторые важные детали.

Как добраться

Располагается этот удивительный музей на одном из островов центра Стокгольма Юргорден (Djurgården). Добираться до него, на мой взгляд, лучше всего от Старого города (Gamla-Stan). Почему? Старый город — это то самое место, куда большая часть путешественников приезжают в самую первую очередь. Это как Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге или Красная площадь в Москве.

Лично я отправлялась в музей «Васа» от Королевского дворца. В качестве ориентира и опорного пункта, дабы не заблудиться в Стокгольме, можно выбрать именно его: он виден издалека. Я шла пешком минут 30, как и написано на карте снизу. Конечно, можно дойти и быстрее. Однако встречающиеся на пути невероятной красоты архитектурные постройки в стиле модерн, набережные, гавани, да и просто открывающиеся взору великолепные виды не смогут оставить вас равнодушными… так что вряд ли получится остановиться или не замедлить шаг :).

Впрочем, для тех, кто предпочитает пользоваться общественным транспортом, есть альтернатива — автобус. Чтобы доехать до музея «Васа», необходимо перейти мост и пройти к остановке Stockholm Karl XII:s torg. Оттуда каждые 15–17 минут (в зависимости от времени суток) отправляется автобус № 76. О том, как приобрести билеты и проездные на общественный транспорт, читайте здесь. Вам нужно будет проехать четыре остановки и выйти на Stockholm Djurgårdsbron. Затем, держась правой стороны, пройти прямо (3–4 минуты). Опля, и вы на месте.

Если вы решите добираться до музея «Васа» из других частей города, то в качестве ориентиров могут выступать близлежащие музеи: Музей северных народов (Nordiska museet), располагающийся в красивейшем здании в стиле неоренессанс, а также известный музей под открытым небом «Скансен» (Skansen). Вы их можете видеть на фото ниже.

Вообще, остров Юргорден, на котором находятся перечисленные выше музеи, по праву можно считать музейным островом. Здесь также находится музей, посвященный группе ABBA, и водный музей «Аквария» (Aquaria Vattenmuseum).

Так вот. Если вы будете добираться не от Старого города, ближайшая к музею станция метро — Karlaplan (Площадь Карла). Но «ближайшая» — это мягко сказано. От метро нужно будет сесть на автобус № 67, проехать 3 остановки и выйти на Stockholm Nordiska museet/Vasa. А потом пешком минут 5.

Ну а теперь поговорим непосредственно о нашем музее.

Внешний облик здания отдаленно напоминает корабль. Зайдя вовнутрь, первым делом, конечно же, нужно будет купить входной билет.

Стоимость входа

13 EUR (130 SEK, шведских крон)

* скидка студентам предоставляется только при предъявлении студенческого билета; кстати, необязательно брать собой ISEC (но лишним не будет), принимают и наш российский (по крайней мере так было во время моего пребывания весной 2016 года).

Время работы

  • со 2 января по 31 мая и с 1 сентября по 30 декабря — 10:00–17:00, по средам — 10:00–20:00 (ресторан «Васа» 10:00–16:00);
  • с 1 Июня по 31 августа — 8:30–18:00 (ресторан «Васа» — 9:30–17:30);
  • 31 декабря — 10:00–15:00 (Ресторан «Васа» — 11:30–14:00).
  • 1 января, с 23 по 25 декабря — закрыто.

Экспозиция музея

Музей занимает пространство в шесть этажей, на каждом из которых рассказывается об истории создания и строительстве «Васа», жизни моряков. В экспозиции представлены отдельные сохранившиеся элементы декора, макеты, модели корабля и его кают, личные вещи моряков. Самые экстраординарные экспонаты ищите на втором этаже — это восстановленные по останкам костей лица моряков.

Конечно же, в самом центре музея находится ОН — корабль «Васа», к которому можно подойти с разных сторон, посмотреть на него с разных точек. Размер корабля весьма внушительный.

Кстати, почему он так называется?

История

Корабль получил имя в честь династии Васа, правившей во время его строительства. Тогда, в далеком 1628 году, на это судно возлагали огромные надежды. «Васа» должен был стать крупнейшим кораблем за всю историю шведского флота. Наверняка вы обратили внимание на словосочетание «должен был». Это не случайно.

В том же году при первом выходе в гавань корабль, отошедший буквально на несколько метров, пошел под воду. Трагедия была неслыханных масштабов. На борту вместе с моряками находились их жены, а сам корабль провожали горожане. Причина крушения заключалась в неправильном, даже, сказать точнее, ошибочном проекте корабля. Национальную трагедию было не миновать.

А что, собственно, было потом? Попытки подъема на поверхность — неоднократное количество раз. Но получилось это сделать, представьте себе, только в XX веке, в 1961 году. С этого момента началась серьезная работа по восстановлению: долгие годы трудились лучшие реставраторы. Законсервированный и отреставрированный корабль поместили в специально отведенное под музей здание, и в 1990 году был открыт музей «Васа».

Кстати, помните интересную архитектуру здания музея? Сейчас расскажу. После того, как корабль удалось вытащить на сушу, его ввели в корабельный док XIX века, заполненный водой. Затем из дока откачали воду, и началась работа по строительству музейного павильона. Здание построено из бетона, а на крыше три стилизованные мачты.

На этом свой рассказ я прерываю. Не буду раскрывать все карты, ведь иначе пропадет стимул добраться до «Васа» :). Не переживайте, вы обо всем узнаете на месте. В музее вы сможете взять аудиогид, экскурсию или же самостоятельно изучить историю корабля с помощью экспликаций и брошюр (есть и на русском языке).

Последнее, что хотелось бы отметить, это то, как все-таки удивительно шведы обыграли свою национальную трагедию и позорную страницу истории, создав поистине уникальный музей-корабль. Только подумайте, «Васа» — единственное дошедшее до нас судно XVII века, да еще и в таком сохране. Какой фактор оказался в этом деле решающим, вы как раз узнаете в музее :).

Музей корабля Васа в Стокгольме – информация для туристов

Корабль Васа – одна из самых посещаемых достопримечательностей Стокгольма, Швеции и всей Северной Европы. Это единственное боевое судно 17-го века, сохранившееся до наших дней, которое было поднято со дна Балтийского моря в 1961 году. Размеры гиганта достигали 52 метров в высоту и 69 м – в ширину, его вес достигал 1200 тонн, конструкцию украшали свыше 700 позолоченных скульптур, а оборонную мощь составляли 64 бронзовые пушки. Что же произошло с кораблем Васа и как судно сохранилось до нашего времени на 95%?

История Vasa

Васа – величайший боевой корабль, который носит имя династии шведских королей. Гордость для страны, ставшая огромным разочарованием, и самое дорогое военное судно, проплывшее всего 1000 метров – корабль которому предрекали великое будущее, утонул в первом же рейде.

Интересный факт! Создание флагмана началось в 1625 году по приказу Густава II Адольфа. В его строительстве принимало участие несколько тысяч человек, в стороне не остался даже король.

По окончанию строительства корабля в 1628 году, он являлся самым крупным военным судном в мире. В августе Васа впервые был спущен на море в гавани Стокгольма, но из-за ошибок в конструкции затонул спустя полчаса пребывания на воде.

Васа задумывался как самый дорогой и мощный боевой корабль в истории Швеции. По приказу короля на судно установили огромное количество пушек, не соответствующее габаритам корабля. Строители добавили Васе две дополнительные палубы и высокую надстройку, превысив весовую норму судна. Из-за порывов сильного ветра, который поднялся после торжественных залпов из пушек Васы, корабль перевернулся на одну сторону и за несколько минут затонул.

Несколько попыток поднять флагман со дна Балтийского моря не принесли желаемых результатов – судно было слишком большое для своего времени. Тогда было принято решение о создании группы аквалангистов, перед которыми стояла задача достать 64 дорогостоящие бронзовые пушки. Несмотря на то, что водолазу нужно было около часа провести на дне моря и достать из конструкции судна 1000-килограмовое оружие с помощью одного лишь крюка и молота, команде удалось справиться с поставленной задачей на 90%.

Поднять корабль со дна Балтийского моря удалось только в 1961 году. Его первооткрывателем стал Андерс Франсен – шведский специалист по военно-морской истории, водолаз-энтузиаст, десятки лет исследовавший воды у берегов Стокгольма.

Совпадение? Корабль Васа второй раз поднялся на воду спустя 333 года с момента катастрофы.

После поднятия Васа основной задачей было сохранить корабль, который столько времени провел на морском дне. Первоначально его регулярно обдавали водой, а затем несколько лет по его поверхности распыляли полиэтилен гликоль – мощный растворимый консервант.

Музей Васа в Стокгольме был создан в 1990 году, сегодня количество его посетителей достигает 1,5 миллионов человек в год. В нём хранится не только сам корабль в его первоначальном виде, но и 14 000 отреставрированных деревянных предметов и 700 скульптур, которые были на борту на момент катастрофы.

Структура музея корабля Васа

Кроме самого корабля, в 6-этажном здании музея представлены 10 постоянных выставок, каждая из которых описывает определённый период существования Васы:

  1. Экспозиция «Период постройки» рассказывает интересные сведения о 17-ом веке в истории человечества.
  2. «Лицом к лицу» – выставка, посвящённая 30 членам экипажа, которые были на борту в момент катастрофы. Ученым удалось восстановить их внешность по найденным останкам, а также узнать подробности об их способе жизни, должности и состоянии здоровья.
  3. Кто и когда пытался поднять корабль со дна Балтийского моря, рассказывает экспозиция «Спасение», ключевой фигурой которой является Андерс Франсен.
  4. В одной из комнат музея можно узнать больше о «Жизни на борту».
  5. Как 400 лет назад строили корабли и какими инструментами пользовались мастера? Ответы и подробности – у «Стокгольмской верфи».
  6. Почему на борту Васы было более 700 скульптур, кого они воплощали и какова их роль на боевом корабле, расскажет выставка «Образы власти».
  7. Экспозиция «Консервация» наглядно покажет, как после всего, что приключилось с судном, учёным удалось сохранить его до наших дней.
  8. В комнате «Сила и слава» вы сможете увидеть величественный корабль в полномасштабном размере.
  9. В «Музейном саду» учёные высадили растения, которые доктора Васы собирались выращивать в искусственных теплицах на судне для лечения моряков.
  10. Провести несколько часов, завороженно разглядывая уменьшенную копию корабля, можно в комнате «Модель Васа».

Интересный факт! Здание музея Вазы в Стокгольме (Швеция) было построено специально под размеры и форму корабля таким образом, чтобы посетители могли осматривать его с разных сторон на разных уровнях высоты.

Кроме экспозиций, в музее Васа в Стокгольме есть кинотеатр, где на 16 языках показывают документальный короткометражный фильм об истории корабля. Также на территории достопримечательности есть ресторан (4 этаж) и магазин сувениров с большим ассортиментом тематических товаров.

Совет! Если ваши дети заскучали, пропустите экспозиции на средних этажах и поднимитесь сразу на самый верх – там находится симулятор по управлению военным судном той эпохи.

Прочитайте перед посещением

  1. Если вы хотите увидеть фильм про величественный корабль не на шведском с английскими субтитрами (показ происходит каждый час ежедневно), заранее закажите просмотр на русском, написав на почту [email protected].
  2. В музее разрешено делать фото Васы и снимать видео в неограниченном количестве;
  3. Для тех кто принёс еду с собой, есть специальная комната с обеденными столиками;
  4. Покупая билеты заранее, вы можете не распечатывать их, а только предъявить в электронном варианте;
  5. На нулевом этаже находятся бесплатная камеры хранения;
  6. Лучшее время для посещения музея Васы в Стокгольме– утро, когда ещё нет туристических групп;
  7. Чтобы сэкономить на аудиогиде, заранее скачайте его заранее на этом сайте — www.vasamuseet.se;
  8. Экскурсия с гидом входит в стоимость входа. Ежедневно проводится множество туров на английском и шведском – о них по громкоговорителю посетителей оповещают сотрудники музея. Летом несколько раз в неделю проводятся экскурсии на других языках. Точное расписание можно узнать на официальном сайте достопримечательности.

Практическая информация

Цена билета в музей Васа в Стокгольме равна 130 крон. Для детей до 18 лет посещение бесплатно, студенты имеют право на скидку в размере 15%. График работы: летом каждый день с 8:30 до 18, в остальное время года – с 10 до 17 (по средам до 20).

Обратите внимание! Билеты, купленные онлайн, действительны только один месяц с даты покупки.

Достопримечательность находится по адресу Galarvarvsvagen 14. Чтобы добраться до неё на общественном транспорте, можно воспользоваться:

  • Трамваем №7 из центра Стокгольма (станции Hamngatan/ Kungsträdgården), выходить нужно на остановке Djurgårdsbron;
  • Автобусами № 69 (отходит со станции Stockholm C) и № 67 (от Karlaplan);
  • Паромом, с остановок Slussen и Gamla Stan.

Отправляясь в музей корабля Васа в Стокгольме на своём автомобиле, учтите, что рядом с ним припарковать машину не удастся. Чаще всего туристы оставляют свои авто перед мостом – на Strandvagen или Narvavagen.

Корабль Васа – достопримечательность Стокгольма, которая позволит вам прочувствовать атмосферу 17-го века. Удачного путешествия!

Автор: Елена Лунина

Обновлено: 13 Июл, 2018 Stockholm pass – одна из последних новинок, появившихся на…

Стокгольм – город, который не только восхищает достопримечательностями, но и быстро опустошает…

Обновлено: 6 Июл, 2018 Скансен – музей под открытым небом в Стокгольме….

Обновлено: 17 Май, 2018 В последнее время любители Турции начали открывать для…

Корабль «Васа» (Vasa)

«Васа» — единственный сохранившийся до наших дней корабль XVII века, шведский «Титаник», на сегодняшний день — популярная достопримечательность Стокгольма. Построенный во времена правления короля Густава Адольфа, «Васа» был спущен на воду в 1628 году. Отойдя от берега на незначительное расстояние, корабль пошел ко дну. На поверхность был поднят в 1961 году. Корабль украшен семью сотнями резных скульптур. Фильм на русском языке расскажет вам о подъеме корабля со дна моря и процессе его реставрации.

История

Корабль носит имя династии королей, правивших во время его постройки. Это самый большой и дорогостоящий корабль, который должен был стать флагманом шведского королевского флота. Работы по строительству судна начались весной 1626 года, для этого было срублено более 1000 деревьев в окрестностях Стокгольма и не только. Около 400 мастеров из полдюжины стран трудились здесь от восхода до заката шесть дней в неделю в качестве плотников, лесорубов, кузнецов, мастеров, токарей и множества других специализированных профессий. К лету 1628 года строительство было окончено, корабль отбуксировали и пришвартовали у королевского дворца. Там же на его борт приняли все необходимое для первого плавания: балласт, специально отлитые пушки, порох, ядра и прочее.

Модель корабля «Васа» был 69 метров в длину и 11.7 метров в ширину. На его борту разместилось 64 бронзовых пушки.

Воскресенье 10 августа 1628 года началось с церковных служб и праздничной атмосферы. После многих задержек, разочарований по поводу снабжения оружием и смены капитана, «Васа» наконец-то был готов к отплытию. Набережная была заполнена людьми, экипажу было разрешено привести свои семьи, так как это был первый рейс корабля. Гости, в том числе женщины и дети, должны были высадиться в крепости Ваксхольм, прежде чем корабль продолжил путь к летней базе флота на острове Эльвснаббен в Стокгольмском архипелаге. Там он должен был стать флагманом резервной эскадрильи, ожидающей дальнейших приказов, и только тогда на корабле должны были появиться корабельные отряды — две роты солдат, насчитывающие 300 человек, включая офицеров.

«Васа» отплыл, ветер дул с юга и корабль пришлось с помощью якорей искривлять вдоль набережной до другого конца городского острова, до места, которое теперь называется Слюссен. Здесь судно должно было подхватить поток, который унес бы его в гавань. Когда корабль попал в течение, последний балласт был сброшен, четыре из десяти парусов были подняты — на берегу был выпущен салют.

Всего через несколько минут, сильный порыв ветра накренил корабль и вода стала заливаться внутрь через открытые стволы на нижней палубе. «Васа» начал тонуть. И совсем быстро корабль оказался на морском дне на глубине 32 метра. Мачты застряли над поверхностью, некоторые ухватились за них. Другие пассажиры были подхвачены маленьким кораблем, который следовал за шатким путешествием «Васы» на близком расстоянии. Еще часть людей проплыла 120 метров до берега Бекхолмена.

В этой катастрофе погибло 30 человек, большинство оказались в ловушке внутри корабля. Среди погибших был капитан Ганс Йонссон. Его нарекли первоначальным капитаном «Васы», но после его заменил Сефринг Ханссон. Йонссон был на борту, так как в первом круизе нового корабля принято брать второго опытного капитана. После катастрофы главным вопросом, которым задавались абсолютно все, был: «Как такое вообще могло случиться?».

Причины крушения

Дизайнер, Хенрик Хибертсон, был опытным и уважаемым кораблестроителем, который построил ряд успешных военных кораблей для шведской короны, но «Васа» был для него чем-то новым по своим размерам и вооружению, и у него не было возможности рассчитать предложенную производительность корабля заранее. Подсчеты, которые мы сейчас используем для предсказания стабильности и скорости судна, появились более чем через столетие после крушения «Васы», поэтому инженеры должны были основывать свои проекты и опыт.

В этой среде было обычным делом, что новые корабли, особенно крупные военные как «Васа», были нестабильны при первом вводе в эксплуатацию. Такие суда, как говорили, были тендерными, и в дальнейшем принимались методы усовершенствования для решения некоторых возникающих проблем. Может быть пересмотрено вооружение, может быть добавлена ​​дополнительная обшивка на ватерлинии, или высота корабля может быть уменьшена путем удаления палубы. К сожалению, конструкция «Васы» была настолько провальной, что не пережила даже первый спуск на воду для возможного дальнейшего улучшения.

Проблема в том, что верхние части корпуса слишком высоки и тяжело сложены для относительно небольшого количества корпуса ниже ватерлинии. Это должно было сделать корабль быстрым, но центр тяжести поставил его слишком высоко над водой, так что даже легкий ветерок мог тревожно накренить корабль. Это стало ясно всем 10 августа 1628 года, но некоторые подозревали это, еще до того, как корабль отплыл. Более того, тот факт, что капитан Сефринг Ханссон позволил орудиям оставаться открытыми, когда «Васа» отправился в путь, стал судьбоносным решением — если бы они были закрыты, вода не могла бы влиться внутрь, и корабль мог бы выжить достаточно долго, чтобы потом перестроиться в более стабильной конфигурации.

Уже на следующий день после того, как «Васа» затонул, Государственный совет начал поиск ответственных сторон, но никто не был наказан за одно из величайших бедствий эпохи великой державы Швеции.

Поднятие со дна

Первые попытки поднять корабль со дна предпринимались в 17 веке. Но тогда ценность представлял не сам корабль, а бронзовые пушки. Именно ими и ограничились все работы. В течении 1664–1665 годов были подняты 53 пушки, остальные посчитали утерянными.

После этого про «Васу» надолго забыли, и лишь во второй половине 20-ого века вновь вернулись к его поискам. Обнаружен корабль был 25 августа 1956 года, когда не осталось сомнений, что это именно Васа, стали готовиться к его подъему на поверхность. С августа по сентябрь 1959 года судно тащили по дну в более подходящее место, затем почти полтора года под водой подготавливали корабль к подъему. 24 апреля 1961 года «Васа» наконец-то оказался на поверхности, его отбуксировали в сухой док, где начали очищать от ила и проводить археологические раскопки. В ходе восстановительных работ было найдено 17 скелетов и еще несколько не полных. Экспертизы ДНК установили, что это были и мужчины, и женщины, и даже дети, некоторые находились в родстве, большинство скелетов имеют профиль ДНК, который распространён в современной Финляндии. Но к сожалению, личности установить не удалось, так как не сохранилось никаких личных вещей, по котором можно было бы идентифицировать погибших. Однако, сотрудники музея всё же пришли к выводу, что один из скелетов принадлежит капитану Гансу Йонссону.

Музей

Музей «Васа» на сегодняшний день стал уже неотъемлемой частью горизонта Стокгольма. Его мачты, возвышающиеся над Юргорденом, стали маяком, который служит ориентиром туристам и жителям города. В 1981 году был проведен общеевропейский конкурс по отбору архитектора для строительства музея «Васа», на нем было представлено 384 проекта. Победителями стали шведские архитекторы Марианна Дальбек и Йоран Монссон с их дизайном «Ask». Строительство началось 2 ноября 1987 года.

В сентябре 1988 года, корабль был встроен в защитную оболочку для подготовки к путешествию по воде в новый музей. В декабре этого же года «Васа» совершил свой последний рейс. Опираясь на понтон, его перевезли в защитной оболочке в новый «дом».

Для широкой публики музей был открыт летом 1989 года, и почти четверть миллиона посетителей смогли увидеть корабль. Официальное же открытие состоялось при участии короля Карла XVI Густав 15 июня 1990 года, и с тех пор миллионы посетителей со всего мира побывали здесь.

Музей продолжал реконструироваться в процессе своей работы и открылся обновленным 1 мая 2013 года, с усовершенствованным выставочным залом, прихожей и совершенно новым сувенирным магазином. Помимо самого корабля здесь также много других интерактивных выставок, связанных с его историей, процессом поднятия корабля со дна на поверхность, регулярно транслируется фильм о корабле «Васа». Подробности об актуальных мероприятиях в музее вы можете узнать на официальном сайте.

Как добраться до музея корабля «Васа» в Стокгольме

Корабль расположен на музейном острове Юргорден в самом центре города. Ближайшая остановка общественного транспорта называется «Nordiska museet/Vasa», до нее ходят трамваи № 7, 7N и автобус № 67. Расположена она непосредственно рядом с музеем. Если вы передвигаетесь по городу на метро, то вам нужна станция «Karlaplan». Далее около километра пешком до музея, можно ориентироваться по торчащим мачтам корабля.

Если вы путешествуете на личном или арендованном автомобиле, то рядом с музеем есть платная автостоянка на 100 машиномест. Имейте в виду, что в разгар туристического сезона парковка будет переполнена.

Еще один способ добраться — это такси. В Стокгольме можно воспользоваться мобильными приложениями Taxi Stockholm, Topcab, Uber X.

Музей корабля Васа, Стокгольм – как добраться, цена и фото.

Музей Васа (Ваза) – уникальный корабль-музей, располагающийся на острове Юргарден в Стокгольме. Кроме того название корабля Васа (Ваза) соответствует названию королевской династии, потому что руководителем его постройки был король Густав Ваза. Корабль в Стокгольме с 1991 года привлекает самое большое количество путешественников в Швеции.

Музей Васа в Стокгольме.

Музей Васа (Ваза) находится в Стокгольме по адресу: Galärvarvsvägen 14, 115 21 Stockholm, Швеция на острове Юргорден. Остров Юргорден называют островом-музеем, так как на нём расположены многочисленные музеи. В том числе знаменитые Скансен и Юнибаккен.

Как добраться до музея Васа в Стокгольме.

Дойти до музея Васа можно за 30 минут пешком от железнодорожного вокзала Стокгольма. Кроме того доехать на трамвае № 7, автобусах № 67, 69.
Остановка трамвая №7 и автобуса №67 Nordiska Museet/Vasamuseet.

Музей внешне выглядит вот так – большим зданием с торчащими из него мачтами. Это сразу даёт понять посетителям, что главное в этом музее корабль.

Корабль в Стокгольме.

Корабль начали строить по приказу короля Густава Вазы в 1625 г., а в 1628 г. он был готов. Постройка обошлась в гигантскую сумму.

Корабль спроектирован очень большим: 69 х 12 х 52,5 м, водоизмещением более 1200 тонн. Проект, размеры, количество пушек утверждал сам король, и спорить с ним никто не решался. Известно, что тайно от короля инженеры увеличили ширину на 2,5 метра, но и это не спасло корабль от будущей трагедии.

На «Васу» установили 64 тяжелые пушки из бронзы с лафетами и ядрами, а также скульптуры из дерева, которые были покрыты позолотой или ярко раскрашены. Все эти характеристики еще до постройки корабля послужили причиной того, что все жители Стокгольма называли его королевским.

Поразительная история заключается в том, что корабль затонул практически сразу же после выхода в свое первое плавание 20 августа 1628 г., не пройдя и 2-х километров.

20 августа 1628 г. корабль сошел со стапеля, кроме того ожидался великий праздник.

Спуск на воду королевского корабля был объявлен всенародным праздником, поэтому на борту вместе с членами экипажа были их жены и дети.

Музей корабля «Васа» в Стокгольме.

Известно, что экипаж насчитывал не менее 145 человек. Кроме того на корабле должны были размещаться 300 солдат. У выхода из Стокгольмской бухты паруса «Васы» наполнились ветром и поэтому он сразу наклонился. Потому что, вода попала в отверстия для пушек, корабль достаточно быстро опустился под воду около острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Так как все это произошло на виду у народа, собравшегося на набережной, многих членов экипажа и их гостей удалось спасти. Но далеко не всех. Точное количество утонувших установить не удалось. Предполагается, что не менее 50 человек, но по ряду источников число погибших около 400.

Королю Густаву Вазе о трагедии стало известно только через 2 недели после события. Был устроен суд, искали виноватых. Но строитель, который руководил большей частью работ, к тому времени умер, а обвинять короля в неправильных расчетах было бы некорректно.

После того как «Васа» опустился на дно, в течение долгого времени предпринимались попытки спасти хотя бы пушки из бронзы. Это было сделать очень сложно. Однако большая часть пушек в 1664-65 гг. была поднята вручную водолазами того времени. После этого «Васа» перестал кого-либо интересовать, о нем забыли.

История «Васы» снова привлекла к себе внимание в середине 20 в. Шведский инженер А. Франсен увлекался историей флота, а особенно поисками затонувших кораблей. Он изучил старые карты, много работал с архивными документами. В одиночку исследовал сантиметр за сантиметром весь Стокгольмский залив. После 5-ти лет поисков ему наконец удалось наткнуться на легендарный корабль. С помощью лота был поднят кусочек дубового корпуса «Васы». Когда друг Франсена опустился на дно, он обнаружил корабельный борт с отверстиями для орудий. Это была победа ученого. Ему удалось привлечь внимание ученого мира и общественности к своему открытию.

Музей – корабль.

Велись длительные работы по подготовке к подъему тяжелого корабля с морского дна. Поднять «Васу» целиком удалось только в 1961 г.

Благодаря тому что вода Балтийского моря содержит мало соли, в древесине не могли завестись никакие вредители. Корабль удивительно хорошо сохранился, ученые говорят о 95% сохранности.

Этот корабль единственный в своем роде парусник постройки начала 17 столетия, сохранившийся до наших дней. Мы можем его увидеть своими глазами в Стокгольме в музее «Васа» и на фото на официальном сайте музея.

Чтобы сохранить «Васу», сначала его постоянно поливали морской водой. Потом была проведена обработка древесины с использованием специального консерванта под названием полиэтилен гликоль. Консервант, попадая в толщу древесины, заменяет в ней воду и укрепляет дерево, не дает ему трескаться и разваливаться на куски. Этим веществом-консервантом «Васу» опрыскивали со всех сторон. Прочие предметы и скульптурные изображения из дерева обрабатывали отдельно и только после окончательной консервации установили на корабль.

На данный момент постоянно проводятся поддерживающие процедуры и тщательно сохраняется необходимый микроклимат.

Скульптуры, изображающие львов, фантастических чудовищ, богов, царей, после реставрации поместили на их исходные места.

Корабль превратился в музей только в 1990 г.

Музей Васа фото.

Музей корабля «Васа» в Стокгольме оборудован так, чтобы можно было осматривать судно со всех сторон на различных уровнях высоты.

Кроме этого, на корабле были обнажены паруса, приборы, личные вещи, одежда, обувь, останки членов экипажа и их семей. Все эти находки также обработаны и представлены в экспозиции музея.

В музее «Васа» в Стокгольме можно посмотреть видео в кинозале. А также осмотреть макеты, интерактивные экспонаты, компьютерные симуляторы и игры для юных посетителей.

Часть экспозиции можно потрогать. Дети могут залезать в корабельные отсеки, проверить свои инженерные способности и ловкость.

Залезать можно только на корабельные снасти и части кораблей, построенных современными мастерами. Но это тоже очень интересно.

После гибели «Васы» суд вынес вердикт о том, что причиной гибели корабля были неправильные расчеты. Корабль был слишком узким и неустойчивым, и центр тяжести находился выше ватерлинии, количество тяжелого вооружения было очень большим, а количество балласта, который можно было нагрузить на корабль, слишком малым.

Музей корабля Стокгольм.

Корабль представляет собой потрясающее зрелище. Экскурсоводы рассказывают, что для его строительства срубили тысячу с лишним вековых дубовых деревьев, а на работу на верфях Стокгольма привлекли более 400 человек, что было очень большими цифрами.

Музей «Васа» в Стокгольме, официальный сайт.

«Васа» – это самый популярный в Стокгольме туристический объект, интересный и взрослым, и детям. Полную информацию о музее и его экспонатах можно получить на русском языке на официальном сайте здесь.

Музей Васа в Стокгольме можно посетить ежедневно: с сентября по май – с 10.00 до 17.00, с июня по август с 8.30 до 18.00, по средам с 10.00 по 20.00. Закрыт музей в рождественские праздники и 1 января.

Музей «Васа» в Стокгольме, цена билета.

Посетители до 18 лет могут осмотреть музей бесплатно, для взрослых цена посещения музея «Васа» в Стокгольме ориентировочно равна 130 кронам.
Для студентов из стран ЕС билет в музей «Васа» в Стокгольме имеет стоимость 110 крон.

Из всех музеев Стокгольма музей Васа я бы поставил на первое место. Это чудо, что сегодня мы можем видеть единственно сохранившейся корабль того времени. Со мной согласны и цифры. Это самый посещаемый и знаменитый музей Скандинавии. Добавлю, что посетить музей Васа вы можете по Стокгольм кард. Мы брали Стокголм кард на 5 дней и окупили её с лихвой.
Пишите, делитесь своими впечатлениями от посещения музея.


Другие статьи про путешествие по Стокгольму и Швеции:

Стокгольм, Музей-корабль «Васа»

Остров Юргорден в Швеции , куда почти сразу же везут туристов. Музей корабля Васа.

«Васа» или «Ваза» (Vasa) — боевой корабль Швеции, который был спущен на воду почти 400 лет назад, в 1628 году. Корабль стал самым крупным и самым дорогим кораблем шведского флота — ему была уготована участь флагмана. Но из-за конструктивных ошибок корабль затонул при первом же плавании. 10 августа 1628 года «Васа» опрокинулся при выходе из Стокгольмской гавани. В 1961 году корабль подняли со дна, отреставрировали и законсервировали, в настоящее время специально для него был построен музей «Васа», в котором и можно увидеть этот легендарный парусник.
История корабля началась за три года до печального первого плавания, в январе 1625 года, когда шведский король Густав II подписал контракт на постройку нового боевого корабля для шведского флота с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном. По замыслу короля Швеции новый корабль должен был стать самым лучшем кораблем из всех, что имеются в распоряжении стран с выходом в Балтику.
Строительство корабля началось в 1626 году, специально для этих целей было вырублено более одной тысячи дубовых деревьев, а в постройке принимало участие более 400 человек. Размеры корабля утверждал лично король Густав II. Корпус королевского корабля был богато украшен позолоченными и резными скульптурами, работы выполняли лучшие плотники, кузнецы, столяры.
Хенрик Хюбертссон — главный судостроитель умер в 1627 году и его преемником стал Хайн Якобссон. Осенью 1627 года корабль был практически закончен, в январе верфь Блазиенхольмен, где велось строительство, посетил лично король Швеции и остался доволен получившимся результатом. Летом 1628 года «Васа» был отбуксирован к королевскому дворцу.

Первое плавание «Васа» было назначено на 10 августа 1628 года, погода была ясная, ветер небольшой, но с порывами. Экипаж корабля составлял 100 человек, в честь торжественного первого плавания всем членам экипажа разрешили взять с собой детей и жен. Целью была выбрана военно-морская база Эльвснаббен, находящаяся к юго-западу от Стокгольма. Когда «Ваза» вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса и корабль начал «заваливаться» на подветренную сторону, но вскоре выровнялся и прошел еще примерно 1300 метров до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. В 100 метрах от острова очередной порыв ветра накренил корабль, в этот раз гораздо сильнее, вода через пушечные порты хлынула внутрь, корабль лег на борт и начал стремительно тонуть.

Несмотря на то, что на место катастрофы помощь прибыла быстро, корабль успел почти полностью уйти под воду, спасатели лишь спасли уцелевших и доставили их в порт Стокгольма. По разным источникам во время крушения «Васы» погибло от 50 до 400 человек. Король Швеции узнал о трагической судьбе своего «любимца» лишь через две недели, так как он находился во время первого плавания в Пруссии. Густав II Адольф приказал тщательно расследовать случившееся, расследование велось с особым пристрастием. Выдвигались различные версии причин гибели «Васы»: сильное алкогольное опьянения капитана корабля, ненадежное закрепление пушек на борту и другие, но ни одна из версий не подтвердилась.

Виновных в этой страшной трагедии так и не нашли. Основная сложность заключалась в том, что фактический строитель корабля Хенрик Хюбертссон умер за год до катастрофы, а привлекать к следствию самого короля в Государственном совете никто не решился. В итоге никто так и не был признан виновным.

4 апреля 1961 года «Васа» был поднят на поверхность, а 16 августа 1990 года вокруг него на острове Юргорден был открыт музей. Здание музея, построенного специально под экспозицию музей. Здание музея построено специально под экспозицию корабля, здесь можно осмотреть «Вазу» со всех сторон на различных уровнях высоты. Есть кинозал, в котором демонстрируется фильм об истории корабля на разных языках.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]